Спектакль «Иоланта / Карлик» – целостное произведение, в котором две одноактные оперы объединены визуально, драматургически и музыкально. «Карлик» по замыслу создателей является продолжением и развитием «Иоланты», что подчеркнуто повторением финальной мизансцены оперы Чайковского в начале второго акта.
В основе спектакля – парадигма слепоты и прозрения. Здесь соединены и переосмыслены две притчи о людях, находящихся в полном неведении, – незрячей девушке Иоланте, не знающей, что она слепа, и Карлике, не знающем о своем уродстве. И если Иоланта исцеляется от слепоты благодаря любви, то судьба Карлика трагична: герой умирает, когда ему открывается правда о своей внешности и о жестоком отношении к нему окружающих, прежде всего – Инфанты.
Спектакль Новой Оперы лишен сказочности и налета старины. Действие происходит в современном нам мире, в мгновенно узнаваемой обстановке: фешенебельная частная медицинская клиника («Иоланта») и роскошная аристократическая вечеринка, словно в фильме «Сладкая жизнь» Федерико Феллини («Карлик»).
Действие разворачивается сразу в двух параллельных реальностях: создатели спектакля встраивают одну в другую, как маленькую геометрическую фигуру в большую. На авансцене (в большом пространстве) – оперные артисты, а в глубине (в малом пространстве) – видео («Иоланта») и куклы («Карлик»).
«Иоланта» – последняя опера П.И. Чайковского: она написана в 1891 году по драме Г. Герца «Дочь короля Рене». Премьера состоялась в 1892 году в Мариинском театре. Благодаря сюжету, пронизанному религиозными мотивами прозрения и исцеляющей любви, и особенно мелодичному музыкальному языку эта одноактная опера считается лирической кульминацией в творчестве композитора.
Опера Александра фон Цемлинского «Карлик» создана по сказке Оскара Уайльда «День рождения инфанты». Композитор работал над партитурой с 1919 по 1921 годы, опера впервые прозвучала в 1922 году в Кёльне. В истории отвергнутого и осмеянного карлика символически воплотилась личная драма Цемлинского – разрыв отношений с Альмой Шиндлер (впоследствии Малер). В «Карлике» соединились «бесконечные» вагнеровские мелодии, роскошная малеровская оркестровка и индивидуальное мастерство Цемлинского – выдающегося дирижера и педагога.
Дуэт «Иоланты» Чайковского и «Карлика» Цемлинского дает сложную и многогранную картину позднеромантической оперы.
Подробнее об операх «Иоланта» и «Карлик», а также о концепции спектакля – в аудиолекциях Ляли Кандауровой и Образовательного кластера Новой Оперы.