О театре

Один из самых молодых музыкальных театров страны, ровесник Новой России, Московский театр Новая Опера основан в 1991 году по инициа­тиве выдаю­щегося русского дирижера Евгения Колобова (1946–2003) и Премьер-министра Правительства Москвы (впоследствии — Мэра Москвы; 1992–2010) Юрия Лужкова. В пору возникновения театра Евгению Колобову было 45, за его плечами была служба в нескольких крупнейших театрах СССР, художественное руководство в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко.

Почти полтора десятилетия Новая Опера оставалась ярким авторским и, более того, дирижерским театром. Творческие принципы Колобова, его бескомпромиссность в искусстве, созданная им команда единомышленников принесли театру любовь зрителей. Важнейшие и часто пересекавшие­ся репертуарные линии — с одной стороны, открытие неизвестных страниц классического наследия (впервые в России поставлены оперы «Мария Стюарт» Г. Доницетти, «Валли» А. Каталани, «Двое Фоскари» Дж. Верди, «Борис Годунов» М.П. Мусоргского в первой авторской редакции, «Гамлет» А. Тома); с другой — авторские версии популярных оперных шедевров («Травиата» Дж. Верди, «Евгений Онегин» П.И. Чайковского).

Кончина Е.В. Колобова поставила перед театром необходимость перемен. Большую роль в этот ключевой момент сыграли Наталья Попович (главный хормейстер в 1991–2017),дирижеры Феликс Коробов (главный дирижер в 2004–2006),Эри Клас (главный дирижер в 2006–2011),Ян Латам-Кёниг (главный дирижер с 2011 по 2018, главный приглашенный дирижер с 2019 года).

Репертуар Новой Оперы сегодня складывается из нескольких линий: русская и западная классика, оригинальные спектакли-дивертисменты, а также опера XX–XXI веков. Последняя линия приобретает все большее значение, так что само название театра наполняется новым смыслом. Миссией театра остается просветительство. В последние годы впервые в Москве поставлены оперы: «Тристан и Изольда» Р. Вагнера, «Пассажирка» М.С. Вайнберга, «Поругание Лукреции» Б. Бриттена, сценическая версия оперы «Пушкин» К. Боярского. Опера «Пряничный домик, или Гензель и Гретель» Э. Хумпердинка появилась на московской сцене впервые за 120 лет, опера «Саломея» Р. Штрауса — впервые за 90 лет. Состоялись мировые премьеры проектов, созданных по заказу театра, — оперы «Школа жен» В.И. Мартынова и «Щелкунчик. Опера» по балету П.И. Чайковского, «Продавец игрушек» А. Шелыгина. Также прошли премьеры опер «Свадьба Фигаро» В.А. Моцарта, «Ромео и Джульетта» и «Фауст» Ш. Гуно, «Богема» и «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини, «Маддалена» С.С. Прокофьева, «Игроки» Д.Д. Шостаковича, «Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти.

Новую жизнь обретает заложенная Е.В. Колобовым и восстановленная в 2013 году традиция концертов и театрализованных спектаклей в Зеркальном фойе.

Театр проводит международные музыкальные фестивали, среди которых — Крещенский фестиваль в Новой Опере (до 2012 года — Крещенская неделя в Новой Опере),фестиваль камерной музыки «Вокальные перекрестки»; а также тематические проекты: Международный фестиваль «Два мастера — два мира» к 200-летию со дня рождения Р. Вагнера и Дж. Верди, фестиваль хоровой музыки «Иное».

В 2003 году указом Президента РФ основатель театра Евгений Колобов (посмертно),председатель художественно-творческой коллегии (2003–2013) и главный хормейстер театра Наталья Попович, директор театра (2003–2012) Сергей Лысенко были удостое­ны Государственной премии РФ за создание театра Новая Опера. В 2006 году театру присвое­но имя его основателя Евгения Колобова.

Театр Новая Опера имени Е.В. Колобова расположен в историческом центре Москвы, в живописном саду «Эрмитаж». Далекий прообраз Нового здания театра — летний Зеркальный театр архитектора А.Н. Новикова (1910 год). Ныне здание Новой Оперы — неотъемлемый элемент архитектурного облика Москвы.

 

Оперы, созданные по заказу театра

Особая страница репертуара театра Новая Опера – произведения, написанные нашими современниками и созданные по заказу театра.

А. Головин «ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ»

«Нескучный сад. Мелодии…»
Лирическая дилогия

Часть I. «Отражения». Музыка Я. Сибелиуса, стихи И. Бунина
Часть II. А.И. Головин «Первая любовь»

Дирижеры: Анатолий Гусь, Андрей Головин
Режиссеры: Евгений Колобов, Николай Попков
Сценография Эрнст Гейдебрехт
Костюмы Элеонора Маклакова
Хормейстеры: Виктор Кутураев, Сергей Лысенко

В 1997 году Евгений Колобов заказал композитору Андрею Головину оперу «Первая любовь» по одноименной повести Тургенева. Премьера прошла 21 июня 1997 на Репетиционной сцене (бывший кинотеатр «Зенит») под управлением самого композитора. За эту оперу композитору присудили Премию Мэрии Москвы в области литературы и искусства (1998).

Подробнее...

 

В. Мартынов «ШКОЛА ЖЁН»

Опера-буффа

Музыкальный руководитель Дмитрий Юровский
Дирижеры: Юрий Медяник, Александр Жиленков
Автор идеи и либретто Юрий Любимов
Режиссер Игорь Ушаков
Сценография Борис Мессерер
Костюмы Рустам Хамдамов
Хореография Анна Абалихина
Хормейстер-постановщик Юлия Сенюкова
Хормейстер Мария Чекръкчиева
Художник по свету Сергей Скорнецкий

20 мая 2014 состоялась премьера оперы Владимира Мартынова«Школа жён», написанной композитором по заказу театра Новая Опера. Либретто написал выдающийся режиссер Юрий Любимов по мотивам сочинений Мольера, Михаила Булгакова и Козьмы Пруткова. Любимов стал подлинным локомотивом проекта: он собрал выдающуюся команду, в которую вошли сценограф Борис Мессерер, художник по костюмам Рустам Хамдамов и, конечно, музыкальный руководитель постановки, дирижер Дмитрий Юровский. Обстоятельства сложились так, что впоследствии Юрий Любимов доверил постановку оперы Игорю Ушакову.

Условный сюжет оперы (Мольер и актеры его труппы готовятся к приезду Короля, разыгрывая различные сцены) дал Владимиру Мартынову повод к стилевой игре, экскурсу в стили разных эпох и стран – от Монтеверди, Моцарта, Россини, Вагнера до Дебюсси, Стравинского, Эндрю Ллойда Уэббера; от Барокко до рок-оперы и мюзикла.

Подробнее...

 

«ЩЕЛКУНЧИК. ОПЕРА»

на музыку балета П.И. Чайковского

Авторы идеи: Алла Сигалова, Павел Каплевич
Музыкальная редакция Игорь Кадомцев
Музыкальный руководитель и дирижер Дмитрий Юровский
Авторы либретто: Алла Сигалова, Демьян Кудрявцев, Павел Каплевич
Режиссер-постановщик и хореограф Алла Сигалова
Художник-постановщик Николай Симонов
Художник по костюмам Павел Каплевич
Художник по свету Айвар Салихов
Хормейстер Юлия Сенюкова

В том же, 2014, году 20 декабря состоялась премьера спектакля «Щелкунчик. Опера» на музыку знаменитого балета П.И. Чайковского. Режиссер Алла Сигалова и художник Павел Каплевич предложили смелую идею: сделать из легендарного балета «Щелкунчик» оперу. В написании либретто авторам идеи помог поэт Демьян Кудрявцев. Музыкальную редакцию сделал композитор и аранжировщик Игорь Кадомцев: «“Щелкунчик” Петра Ильича Чайковского – лучшая балетная партитура на свете. И это классический пример именно балетной драматургии: действие сосредоточено в первом акте, второй же, по сути, представляет собой концерт в костюмах. Создатели спектакля распределили драматическое действие между двумя актами, поэтому их границы изменились и несколько номеров из второго переместились в первый. Главная задача, стоявшая передо мной и музыкальным руководителем спектакля Дмитрием Юровским, – раскрыть именно оперный потенциал сочинения. С одной стороны, мы сохранили, где это возможно, подлинные мотивы Чайковского; с другой, – заботились и об удобстве певцов».

Подробнее...

 

Т. Шатковская-Айзенберг «КРАСНОЕ»

Хоровая опера

Хормейстер Юлия Сенюкова
Режиссер Алексей Вэйро
Художник Этель Иошпа

В 2010-х годах в театре Новая Опера сформировался Камерный хор, который состоит из артистов хора и действует как самостоятельный коллектив. В основе репертуара Камерного хора – триптих спектаклей: «Чёрное», «Белое» и «Красное» – исследование иных людей. Если в первые две части триптиха вошли уже созданные произведения (в «Чёрном» артисты исполняют обработки спиричуэлс, а в «Белом» – музыку эпохи Возрождения),то для «Красного» композитор Татьяна Шатковская-Айзенберг создала хоровую оперу, использовав народные испанские и сефардские песни. Премьера «Красного» состоялась 8 июня 2017 года.

Подробнее... 

 

К. Боярский «ПУШКИН»

Опера в двух действиях

Либретто Марита Филлипс
Дирижер-постановщик Ян Латам-Кёниг
Режиссер Игорь Ушаков
Сценография Тимофей Ермолин
Художник по костюмам (хор) Светлана Грищенкова
Хормейстер Юлия Сенюкова

Путь оперы Константина Боярского «Пушкин» к полноценной постановке на сцене Новой Оперы был небыстрым. Мировая премьера концертной версии прошла 4 февраля 2017 в рамках Крещенского фестиваля в Новой Опере, затем режиссер Игорь Ушаков поставил спектакль для гастролей в Grange Park Opera (Великобритания) 11 и 12 июля 2018. Наконец, 7 июня 2019 состоялась премьера сценической версии на сцене театра Новая Опера.

Подробнее...

 

А. Шелыгин «ПРОДАВЕЦ ИГРУШЕК»

Опера-фантазия в двух действиях

Автор пьесы Виктор Добросоцкий
Автор либретто Кирилл Крастошевский
Музыкальный руководитель и дирижер Александр Жиленков
Режиссер Алексей Вэйро
Художник Дарья Синцова
Хормейстер Юлия Сенюкова
Хореограф Сергей Сатаров
Художник по свету Айвар Салихов

Опера-фантазия «Продавец игрушек» написана по заказу Новой Оперы Алексеем Шелыгиным, одним из самых востребованных композиторов театра и кино. Либретто оперы разительно отличается от первоисточника – одноименного романа Виктора Добросоцкого. Поэт Кирилл Крастошевский изменил сюжетный поворот, добавил, по его словам, «немного театрального экшена», создал целый мир игрушек, равноценный миру людей. Режиссер Алексей Вэйро задумал оперу как спектакль-притчу, чтобы каждый мог найти в ней для себя что-то важное. «Такой формат хорош тем, что может существовать и в виде сказки на уровне ребенка, и как притча на уровне взрослого, с важным посылом для вдумчивой саморефлексии». Премьера состоялась 23 ноября 2019.

Подробнее...

 

Контакты

Кассы:
Режим работы:
Пн – вс: 11:00 – 20:00. Перерыв: 15:00 – 15:30