Авторы идеи: Алла Сигалова, Павел Каплевич
Музыкальная редакция: Игорь Кадомцев
Музыкальный руководитель: Дмитрий Юровский
Дирижеры: Валерий Крицков, Юрий Медяник
Авторы либретто: Алла Сигалова, Демьян Кудрявцев, Павел Каплевич
Поэтический текст либретто: Демьян Кудрявцев
Режиссер-постановщик и хореограф: Алла Сигалова
Художник-постановщик: Николай Симонов
Художник по костюмам: Павел Каплевич
Художник по свету: Айвар Салихов
Хормейстер-постановщик: Юлия Сенюкова
Хормейстер: Мария Чекръкчиева
Продолжительность 1 час 40 минут (с одним антрактом)
Премьера состоялась 24 декабря 2014
Рекомендовано зрителям старше 6 лет
Снят с репертуара в 2022
Режиссер Алла Сигалова и художник Павел Каплевич предложили смелую идею: сделать из легендарного балета «Щелкунчик» оперу!
Постановка была приурочена к 175-летию со Дня рождения П.И. Чайковского, одной из главных музыкальных дат 2015 года.
Алла Сигалова, режиссер-постановщик:
Я училась в Хореографическом училище имени А.Я. Вагановой. Естественно, уже с ноября на сцене Мариинского театра начиналась череда спектаклей «Щелкунчик», в которых мы участвовали, а с сентября шли репетиции. Если в ноябре начинаются спектакли, то репетиции стартуют первого сентября, когда ты приходишь на занятия. И – нон-стоп до февраля! И так все девять лет обучения. Несколько месяцев перерыва – и снова «Щелкунчик». Каждая нота этого произведения живет в каждой твоей клеточке! Поэтому идея сделать из партитуры балета оперу «Щелкунчик» буквально лежала на поверхности. Всё связано с этой музыкой – детство, родной Санкт-Петербург, запах кулис, сцена Мариинского театра, ожидание новогодних чудес, – и всё это для меня магическое, манящее… К этой постановке я отношусь как к подарку судьбы. Счастлива работе с музыкой Чайковского, сотрудничеству с талантливыми людьми, рада, что вернулась в Новую Оперу – театр, с которым связаны самые прекрасные воспоминания о встрече с Евгением Владимировичем Колобовым, с выдающимися солистами, артистами хора, создавшими удивительные образы в «Травиате», которую мы вместе ставили 16 лет назад. Я благодарна всем, кто работал над спектаклем. Создать оперу «Щелкунчик» – большая ответственность! В новое произведение мы привнесли свое тепло, свою сердечность, свой опыт и воспоминания о детстве.
Игорь Кадомцев, автор музыкальной редакции:
«Щелкунчик» Петра Ильича Чайковского – лучшая балетная партитура на свете. И это классический пример именно балетной драматургии: действие сосредоточено в первом акте, второй же, по сути, представляет собой концерт в костюмах. Создатели спектакля распределили драматическое действие между двумя актами, поэтому их границы изменились и несколько номеров из второго переместились в первый. В частности, знакомство кукол с Щелкунчиком происходит еще в первом акте. А бой Щелкунчика с мышами оказывается лишь сном Маши. В связи с этим пришлось поменять местами несколько номеров и произвести косметические сокращения. Замечу, что и многие хореографы привносили свои нюансы в драматургию «Щелкунчика».
Главная задача, стоявшая передо мной и музыкальным руководителем спектакля Дмитрием Юровским, – раскрыть именно оперный потенциал сочинения.
С одной стороны, мы сохранили, где это возможно, подлинные мотивы Чайковского; с другой, – заботились и об удобстве певцов. Наш подход – интегральный: к партитуре Чайковского прибавляется вокальная партия, причём в её основе также материал композитора (например, взятый из других пластов музыкальной ткани). По возможности, сохранена авторская оркестровка, однако в ряде случаев она облегчена (иначе не услышать певцов). Единственное, что я позволил себе сочинить, – арию Мышиного Короля на фоне боя (опять же из мотивов Чайковского).
При поддержке Департамента культуры города Москвы.
Подробнее о постановке – в газете «Вешалка», декабрь 2014
Пресса
В Новой Опере к новогодней программе тоже подошли креативно: вместо традиционного балета «Щелкунчик» поставили оперу, но на ту же, хорошо знакомую музыку Чайковского. <...> тут дело, главным образом, в сценографии и костюмах Павла Каплевича, который создал фантастическое дефиле по мотивам сказки Гофмана. Отдавая дань балетному происхождению партитуры, в спектакль включили и танцевальные дивертисменты в постановке Аллы Сигаловой. Так что зритель, если он не очень зануден и консервативен, тут получит массу ярких впечатлений и эмоций.
«Театрал»
декабрь 2015
И оркестр привычно ворожит, сцена, как положено, изображает старинный городок под снегом, мимо светящихся окон чинно ходят господа и госпожи, бегают стайки ребят, которых куда-то ведет таинственный мастер хитрых игрушек Дроссельмейер… Вдруг он начинает петь – а за ним и дети на хрестоматийный «Марш оловянных солдатиков» исполняют веселый хорик. Сцена превращается в освещенную залу дома советника Штальбаума. «Вот игрушка не для всех» – на забавно прихрамывающую тему фантастической мазурки Дроссельмейер представляет детям куклу-щелкунчика. Всех отталкивает вид огромных челюстей, одна Маша чувствует жалость к деревянному зубастику, в чем признается нежным сопрано.
Газета «Труд»
26 декабря 2014
Украшение этого действа – трогательные детские хоры с кружавчиками, рюшами и неформальными праздничными словами, которые, как знать, вполне могут в будущем войти в обиход детских елочных мероприятий.
Colta
26 декабря 2014
Главным героем по вокальной и сценической нагрузке стал Дроссельмейер. Роль несколько демонизирована и стадия доброго крестного опущена. Это изначально чудаковатый, но грозный колдун, но все-таки добрый. Для роли придумана особая «сказочная» пластика и две арии (в начале второго действия – развернутая). Андрей Бреус – прекрасный Дроссельмейер, и его исполнение, сопровожденное убедительнейшим пластическим решением – одна из удач спектакля.
Голос публики
28 декабря 2014
Декорации хорошие, действие быстрое и динамичное, так что дети не соскучатся.
«Комсомольская правда»
28 декабря 2014
Спектакль получился очень красивым: затейливые костюмы с рюшами, чепчиками и высокими париками, елка из алых шаров, мыши-роботы, сверкающие красными огоньками глазниц и зловеще мотающие головами, белоснежный дом Штальбаумов с парадными лестницами и непременным циферблатом часов в первом действии, и огромное кресло (чтобы все куклы выглядели, как и полагается, маленькими) – во втором. Атмосфера действительно праздничная и, как полагается на Рождество, волшебная.
«Независимая газета»
29 декабря 2014
В составе исполнителей возможны изменения