Опера в двух действиях
Музыкальный руководитель и дирижер: Ян Латам-Кёниг
Дирижер: Андрей Лебедев
Режиссер: Сергей Широков
Сценография: Лариса Ломакина
Костюмы: Игорь Чапурин
Хормейстер: Юлия Сенюкова
Свет: Айвар Салихов
Продолжительность 3 часа (с одним антрактом)
Премьера состоялась 27 января 2017
Рекомендовано зрителям старше 18 лет
Снят с репертуара в 2023
«Пассажирка» Моисея (Мечислава) Вайнберга – опера с невероятно тяжелой, изломанной и, сейчас это уже очевидно, – счастливой судьбой. Эта опера – об Освенциме, о людях, которые становятся маленькими винтиками» в беспощадной «фабрике смерти», о преступлении и возмездии, которые не имеют срока давности. «Пассажирка» Вайнберга сегодня встала в один ряд с главными произведениями искусства нашего времени, посвященными этой теме: от «Ночного портье» Лилианы Кавани до «Благоволительниц» Джонатана Литтелла. И в этом ряду – оказалась одной из первых.
Композитор закончил работу над партитурой «Пассажирки» (либретто Александра Медведева по повести польской писательницы Зофьи Посмыш)
в 1968 году. Опера была восторженно принята коллегами-композиторами. Дмитрий Шостакович писал, что «это сочинение нужное, необходимое в наше время». Большой театр принял «Пассажирку» к постановке. Но внезапно все рухнуло. Театры отменяют анонсированные премьеры, вокруг оперы образуется «заговор молчания». Почти сорок лет «Пассажирка» была в опале. И лишь
в 2006 году в Москве состоялась премьера версии semi-stage. В феврале 2010 года концертное исполнение прошло в Новосибирске. Но настоящее триумфальное шествие «Пассажирки» началось после сценической премьеры на фестивале в Брегенце (июль 2010). В октябре того же года опера Вайнберга была поставлена в Варшаве, затем последовали спектакли в Лондоне (2011), Мадриде (2012), Карлсруэ (2013), Хьюстоне (2014; позднее в том же году эта версия гостила на фестивале в Линкольн-центре, Нью-Йорк), Чикаго и Франкфурте-на-Майне
(оба – 2015). В России в 2014 году прошло концертное исполнение оперы (Пермь), а в сентябре 2016 года опера впервые в нашей стране была поставлена в Екатеринбурге.
Московская премьера сочинения состоялась 27 января 2017 года в Новой Опере. Эта дата выбрана не случайно. 27 января во всем мире отмечается международный день памяти жертв Холокоста. Именно в этот день советские войска освободили концентрационный лагерь Освенцим. И сейчас можно с уверенностью сказать: московская премьера «Пассажирки» стала событием не только в культурной, но в общественной и международной жизни столицы.
«Пассажирка» собрала «звездную» команду постановщиков и исполнителей. Режиссер-постановщик спектакля – телевизионный режиссер Сергей Широков, для которого это первый опыт в оперном театре. Однако его режиссерские работы на телевидении известны практически всем нашим соотечественникам. Уже много лет именно Сергей Широков – режиссер-постановщик главных развлекательных программ на телеканале «Россия».
Художник-постановщик – Лариса Ломакина, которую московская публика прекрасно знает по многим выдающимся спектаклям в драматическом театре, в том числе по совместной работе с режиссером Константином Богомоловым.
Художник по костюмам – знаменитый российский модельер и дизайнер одежды Игорь Чапурин. Он – помимо своих работ в области haute couture – неоднократно сотрудничал с драматическими и балетными театрами как в России, так и за рубежом.
Сергей Широков, режиссер:
«Пассажирка» для меня – не просто опера в ряду других произведений музыкального театра ХХ века. «Пассажирка» – это колоссальное эмоциональное напряжение, это такое абсолютно «прямое высказывание», в некоторых эпизодах очень трогательное и даже сентиментальное, а в некоторых моментах – безумно жестокое. Это почти античная драма – очень внятная, несмотря на сложность оркестровой фактуры и сверхэкспрессию вокальной речи. «Пассажирка» дает возможность современному режиссеру работать, используя все находящиеся в его распоряжении средства выразительности и художественные языки, в том числе далекие от традиционных оперных стереотипов. В этом смысле «Пассажирка» – «открытая форма». Но это еще и очень «классическое» произведение, в котором нравственное послание, этический стержень дают четкие ограничения для любых наших фантазий…
За постановку оперы «Пассажирка» М.С. Вайнберга в Московском театре Новая Опера имени Е.В. Колобова коллективу в составе Натальи Креслиной (Марта), Валерии Пфистер (Лиза), Дмитрия Пьянова (Вальтер) и Сергея Широкова (режиссер) в 2018 году присуждена Премия города Москвы в области литературы и искусства в номинации «Музыкальное искусство».
Подробнее о постановке – в газете «Вешалка»:
декабрь 2016 – январь 2017
февраль 2017
Пресса
Спектакль в Новой опере оказался первой театральной «Пассажиркой» в Москве с ее сложнейшей для оперы фактурой: концлагерь, пытки людей, расстрелы, издевательства, колючая проволока. Но опера Вайнберга – это не только кошмар Освенцима, но и тема человеческой совести, ада всечеловеческой души, мучающейся от совершенных преступлений и безвозвратных потерь жизней. Это та нестерпимая боль, которая жгла самого Вайнберга, потерявшего всю семью в польском концентрационном лагере. Камеры на сцене, работающие в режиме лайф, выводят на экран крупные планы, создающие документальный формат хроники лагеря смерти.
Ирина Муравьева,
Российская газета
30 января 2017
В Новую Оперу «Пассажирка» пришла как продюсерский проект Иосифа Кобзона, а название выбрал Сергей Широков – режиссер с телевидения, дебютировавший в театре. Его работу можно назвать профессиональной, опыт телевизионщика пригодился в организации картинки, крупные планы и постановочные кадры грамотно увязаны со сценографией Ларисы Ломакиной и костюмами Игоря Чапурина. Нары, колючая проволока, бритые головы и полосатые робы заключенных – все как будто сошло с киноэкранов.
Пётр Поспелов,
Ведомости
30 января 2017
Вопреки ожиданиям зловещая тень шоу-бизнеса и непривычный для оперного мира повышенный уровень пиара не наделали вреда.
У «Пассажирки» – теперь уже московской – снова заслуженный успех.Можно упрекнуть постановщиков, что терпкими для оперного театра приемами они пользуются как-то слишком уж легко, невыстраданно и нерасчетливо. Что видеоряд иногда избыточен и отвлекает от музыки, которая вовсе не нуждается в постоянных подпорках.
Но «Пассажирка» – не совсем обычная опера: она еще и документ, и плакат, и киномонтаж. И телевизионная прямолинейность ее не оскорбляет, наоборот, может помочь достучаться до всех сидящих в зале.
И уж точно никаких шансов остаться равнодушными им не оставляет стоящий за пультом главный дирижер театра Ян Латам-Кёниг. Он бьет наотмашь, вытаскивая из музыки Вайнберга всю ее бескомпромиссную резкость, задавленную красоту и роскошь прямого высказывания, почти невозможную в наше время.
Екатерина Бирюкова,
Colta.ru
31 января 2017
«Пассажирка» в Новой Опере – один из тех спектаклей, которые заставляют думать не столько о его форме или качестве, сколько о глобальных исторических, нравственных и гуманистических принципах существования человека. И о той катастрофе, которую может навлечь нарушение этих принципов. <…> Это еще один рывок в триумфальном возвращении творчества замечательного композитора к российской публике.
Екатерина Кретова,
Московский комсомолец
28 января 2017
Для меня же главными стали сцены в концлагере и характеры заключенных: русская Катя – Виктория Шевцова, полька Кристина – Полина Шамаева, чешка Власта – Ольга Терентьева, еврейка Хана – Светлана Злобина, француженка Иветта – Елена Терентьева, Старуха – Екатерина Кичигина, Бронка – Александра Саульская-Шулятьева. Как они заботятся и поддерживают друг друга. <…> Под влиянием режиссера и, конечно же, музыки Вайнберга все эти артистки растворились в своих героинях и создали яркие запоминающиеся образы.
Елизавета Дюкина,
Newsmuz.com
13 февраля 2017
В составе исполнителей возможны изменения