Один из самых молодых музыкальных театров страны, Московский театр Новая Опера основан в 1991 году по инициативе выдающегося русского дирижера Евгения Колобова (1946–2003) и Премьер-министра Правительства Москвы (впоследствии – Мэра Москвы; 1992–2010) Юрия Лужкова.
Театр Новая Опера расположен в историческом центре города: в живописном саду «Эрмитаж». Новое здание построено на месте летнего «Зеркального театра» (архитектор А.Н. Новиков, 1910) и сохранило элементы его стиля. Сегодня здание Новой Оперы – неотъемлемая часть архитектурного облика Москвы.
В пору возникновения театра Евгению Колобову было 45, за его плечами – служба в нескольких крупнейших театрах СССР, художественное руководство Музыкальным театром имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. Почти полтора десятилетия Новая Опера оставалась ярким авторским и, в первую очередь, дирижерским театром. Творческие принципы Колобова, его бескомпромиссность в искусстве, созданная им команда единомышленников принесли театру несомненный успех и искреннюю любовь зрителей. Репертуар театра сформировали важнейшие и часто пересекавшиеся линии: открытие неизвестных страниц классического наследия и авторские версии популярных оперных шедевров. К первой линии относятся впервые поставленные в России оперы «Мария Стюарт» Г. Доницетти, «Валли» А. Каталани, «Двое Фоскари» Дж. Верди, «Борис Годунов» М.П. Мусоргского в первой авторской редакции, «Гамлет» А. Тома; ко второй – «Травиата» Дж. Верди, «Евгений Онегин» П.И. Чайковского.
В 2003 году указом Президента РФ Евгений Колобов удостоен Государственной премии РФ за создание театра Новая Опера (посмертно). Награду также получили председатель художественно-творческой коллегии (2003–2013) и главный хормейстер театра Наталья Попович, директор театра (2003–2012) Сергей Лысенко. В 2006 году Новой Опере присвоено имя ее основателя Евгения Колобова.
После кончины маэстро большую роль в судьбе театра сыграла Наталья Попович (главный хормейстер с 1991 по 2017), а также дирижеры Феликс Коробов (главный дирижер с 2004 по 2006), Эри Клас (главный дирижер с 2006 по 2011), Ян Латам-Кёниг (главный дирижер с 2011 по 2018, главный приглашенный дирижер с 2019 года). С 2019 по 2021 пост главного дирижера Новой Оперы занимал Александр Самоилэ, с 2021 по 2022 главным дирижером – музыкальным руководителем театра был Валентин Урюпин.
Сегодня репертуар Новой Оперы складывается в соответствии с вектором, заданным Е.В. Колобовым: он определил основные параметры развития современного музыкального театра – многоликого, многожанрового, синтетического. Театр продолжает открывать новые имена и сочинения, никогда не звучавшие в России. В последние годы впервые в Москве поставлены оперы: «Тристан и Изольда» Р. Вагнера, «Пассажирка» М.С. Вайнберга, «Поругание Лукреции» Б. Бриттена, «Пушкин» К. Боярского. Опера «Пряничный домик, или Гензель и Гретель» Э. Хумпердинка появилась на московской сцене впервые за 120 лет, опера «Саломея» Р. Штрауса – впервые за 90 лет. Состоялись мировые премьеры опер, созданных по заказу театра: «Школа жён» В.И. Мартынова и «Щелкунчик. Опера» по балету П.И. Чайковского, «Продавец игрушек» А. Шелыгина. В 2022 году на сцене театра состоялись российские премьеры опер «Мертвый город» Э.В. Корнгольда и «Стиффелио» Дж. Верди.
В разные годы в Новой Опере проходили фестивали, среди них: Международный фестиваль «Два мастера – два мира», посвященный 200-летию со дня рождения Р. Вагнера и Дж. Верди (2013), фестиваль камерной музыки «Вокальные перекрестки» (2014–2016), фестиваль хоровой музыки «Иное» (2016–2019).
Ежегодно театр проводит Крещенский фестиваль в Новой Опере (с 2005 до 2013 – Крещенская неделя в Новой Опере). Традиционный зимний фестиваль был задуман в память об основателе театра Евгении Владимировиче Колобове и всегда открывается в день его рождения 19 января. Крещенский фестиваль – площадка для воплощения новых идей и звучания редких произведений. Его философия остается неизменной: «новые произведения – новые смыслы». Двадцатилетняя история проекта включает важнейшие события. Линию открытия новых сочинений театр продолжает и сегодня. В 2022 году в рамках фестиваля впервые в России прозвучала оратория «Страсти Симоновы» К. Саариахо. В афише фестиваля 2023 года – первое российское исполнение оперы «Доктор Атом» Дж. Адамса.
Особое направление театра – симфонические программы. Они сгруппированы по тематическим блокам и построены вокруг важных юбилейных дат. С сентября 2021 по октябрь 2022 цикл концертов был посвящен 130-летию со дня рождения С.С. Прокофьева. Прозвучали все семь симфоний и другие сочинения композитора.
В 2022 году в театре стартовал новый формат – Перевернутые концерты. Музыканты располагаются на сцене, зрители – тоже, что создает совершенно уникальное ощущение звука. В программах – камерная музыка и спектакли Камерного хора театра.
Новая Опера стала первым столичным театром, предоставляющим зрителям возможность приобрести тематические абонементы на спектакли и концерты 32 театрального сезона. Программы составлены с учетом разных предпочтений: абонементы включают шедевры итальянских и русских композиторов, эксклюзивные постановки, оперные хиты, камерные концерты.
С 31 сезона в структуре театра появилось новое подразделение: Образовательный кластер Новой Оперы (ОКНО). Главная задача ОКНА – помочь каждому найти свою точку контакта с музыкальным театром. В программах – комплекс уникальных образовательных и просветительских форматов, которые помогают сделать музыкальный театр важной частью жизни самых разных людей: разного возраста, разных вкусов и убеждений.
26 октября 2022 года наш театр пополнил один из самых сильных хореографических коллективов России – Балет Москва, художественная политика которого основана на органичном синтезе классики и новаторства. В его репертуаре – авторские работы российских и зарубежных хореографов, специально созданные для артистов Балета Москва. Он стал структурным подразделением театра, сохранив свое название. В устав нашего театра внесены советующие изменения. Теперь Новая Опера – музыкальный театр, объединяющий оперную и балетную труппы, хор и оркестр, что открывает новые перспективы для творческого развития.