Опера-буффа
Музыкальный руководитель: Дмитрий Юровский
Дирижеры: Юрий Медяник, Александр Жиленков
Автор идеи и либретто: Юрий Любимов
Режиссер: Игорь Ушаков
Сценография: Борис Мессерер
Костюмы: Рустам Хамдамов
Хореография: Анна Абалихина
Хормейстер-постановщик: Юлия Сенюкова
Хормейстер: Мария Чекръкчиева
Художник по свету: Сергей Скорнецкий
Продолжительность 1 час 40 минут (без антракта)
Премьера состоялась 20 мая 2014
Рекомендовано зрителям старше 12 лет
Снят с репертуара в 2022
Идея создания оперы принадлежит реформатору театра XX века, основателю легендарного Театра драмы и комедии на Таганке Юрию Петровичу Любимову. Он же написал оригинальное либретто по мотивам сочинений Мольера, Михаила Булгакова и Козьмы Пруткова. Любимов стал подлинным локомотивом проекта: он собрал выдающуюся команду, в которую вошли сценограф Борис Мессерер, художник по костюмам Рустам Хамдамов и, конечно, одна из знаковых фигур современного искусства, единственный автор академической музыки, удостоенный ежегодного персонального фестиваля, композитор Владимир Мартынов. Под руководством Юрия Любимова и музыкального руководителя постановки Дмитрия Юровского зимой 2014 года прошли кастинги исполнителей.
Обстоятельства сложились так, что впоследствии Юрий Любимов доверил постановку оперы Игорю Ушакову. Спектакли этого режиссера в последние годы вызвали широкий резонанс публики и критики. Особенно запомнилась постановка комической оперы «Граф Ори» Дж. Россини, ставшая номинантом Российской национальной театральной премии «Золотая маска». В 2013 году Игорь Ушаков ассистировал Юрию Любимову на постановке оперы «Князь Игорь» Александра Бородина в Большом театре.
Сюжет оперы «Школа жён», в некоторой степени, условен. Мольер и актеры его театра готовятся к встрече Короля, перед которым они должны сыграть некую пьесу Мольера. При этом у Мольера с актерами полное непонимание, доходящее до скандала. Те не выучили свои роли, но Мольер изо всех сил заставляет их репетировать. Так или иначе, они разыгрывают сцены, которые планируют показать Королю. Но тот так и не появляется… Для Владимира Мартынова эта фабула стала поводом к стилевой игре, экскурсу в стили разных эпох и стран — от Монтеверди, Моцарта, Россини, Вагнера до Дебюсси, Стравинского, Эндрю Ллойда Уэббера; от Барокко до рок-оперы и мюзикла.
Основная идея оперы — вечная история взаимоотношений искусства и власти, Художника и Короля. Спектакль Новой Оперы исследует всю многогранность этих отношений (от любви до ненависти, от почитания до иронии) и предлагает зрителям, вслед за героями спектакля, найти выход из лабиринта страхов, тревог и сомнений.
Специально для проекта приглашен контратенор — победитель телепроекта «Большая опера» Владимир Магомадов.
Владимир Мартынов:
Если говорить о жанре, то это будет “опера-буффа”, но с несколько трагическим исходом. Хотя музыку я старался сделать "мольеровскую" — легкую, веселую, полетную.
Борис Мессерер:
Мы хотели отразить в декорациях и театр Мольера, и одновременно изящную эпоху Людовика XIV. Двери на авансцене, люстры в пустом пространстве — все это стилизация, которая создает театральную и дворцовую атмосферу. Центральным элементом декораций станет ажурная металлическая конструкция из лестниц и дверей, легкая и пронизанная светом, а задник украсит огромный портрет Людовика XIV, помещенный в центр солнечного круга с расходящимися во все стороны лучам.
Подробнее о постановке – в газете «Вешалка», май 2014
Пресса
Спектакль получился многослойным, и воспринимать его можно на разных уровнях. На первый взгляд, это легкая, искристая, яркая, действительно шуточная опера, опера-буффа, однако в ней свежо и актуально решена дилемма взаимоотношений художника и власти.
«Вечерняя Москва»
20 мая 2014
Занавеса, конечно, нет, и до начала мы наблюдаем за «кухней»: уборщицы в синих комбинезонах вытирают пыль, рабочие носят реквизит, кто-то подтягивает корсет, разминает конечности и пьет чай из термоса; кто-то, лежа на животе и свесив голову в оркестр, болтает с музыкантами. Но вот и действие: на табло для титров загорается надпись «Тихо, идет репетиция», а нервный режиссер в халате ругается с заведомо бездарными подчиненными. «Сойду с ума, сойду с ума» — кокетливо повторяет Мольер. «Чего от нас хотите вы?» — бесконечно распевает труппа.
«Новые известия»
21 мая 2014
Мир не забудет античную репризу двух контратеноров на стихи Козьмы Пруткова.
Ведомости
22 мая 2014
Тут и там мелькают лоскутки то Вагнера, то Верди, то Люлли, намеки на Стравинского и Доницетти, на Рихарда Штрауса и мюзикловую попсу. Некоторые стилизованные эпизоды повторяются многократно — например, мажорное аллегро в духе раннего классицизма и фанфарная тема с восходящей гаммой, отсылающая к токкате из Орфея Монтеверди. Оркестр, которым дирижирует Дмитрий Юровский, справляется с этим жонглированием, надо признать, довольно ловко.
Коммерсантъ
21 мая 2014
Свой вклад в успех премьеры внесли и декорации Бориса Мессерера, и костюмы Рустама Хамдамова, и результативная работа Дмитрия Юровского с оркестром, и достойный вокал всех основных исполнителей. Но самый чудесный финальный штрих внес Юрий Любимов. Он не пришел. Любимов, вокруг которого вертелась вся постановочная эпопея, как сюжет вокруг Людовика, не появился ни в один из премьерных вечеров. Причина печальна и проста — плохое самочувствие. Но, пожалуй, еще никогда демарш автора не был так драматургически оправдан. Не желая того, Юрий Петрович стал главным героем собственной оперы.
Известия
22 мая 2014
Общее ощущение от происходящего совершенно праздничное, духоподъемное — и в музыке, и в декорациях, и в мизансценах. Принимая во внимание, что спектакль по сути о безысходности, парадоксалистское сочинение грозит стать знаковым для эпохи. Творить невозможно, невозможно не творить — невыносимая комедия.
Воздух. Афиша
19 мая 2014
В составе исполнителей возможны изменения