Музыкальная драма в одном акте
Музыкальный руководитель и дирижер: Анатолий Гусь
Дирижер: Валерий Крицков
Режиссер: Кари Хейсканен
Сценография: Эрнст Гейдебрехт
Костюмы: Мария Данилова
Хормейстеры: Марина Василькова, Виктор Кутураев
Свет: Сергей Мартынов
Продолжительность 1 час 15 минут (без антракта)
Премьера состоялась 28 апреля 2002
Рекомендовано зрителям старше 12 лет
Снят с репертуара в 2013
В небольшой городок приезжает съемочная группа cо знаменитостью и суперзвездой Канио. В его жену Недду страстно влюблен комик Тонио, она же только смеется над чувствами этого калеки. Параллельно развивается история любви Недды и звукооператора Сильвио. Тонио решает отомстить своей строптивой возлюбленной и сделать так, чтобы Канио узнал об измене ненаглядной женушки Недды. Во время съемок фильма действие разворачивается совсем не по запланированному сценарию. Канио узнаёт об измене, и с этой минуты дешевый кинофарс и подлинная драма сплетаются воедино. Канио закалывает ножом жену, ее любовника, а затем убивает себя сам, оставляя в недоумении всех свидетелей драмы.
Не все знают, что одна из самых крылатых фраз La commedia è finita является последней репликой в этой опере.
Интересно, что в основу сюжета оперы «Паяцы» легла абсолютно реальная история. Однажды в суде, где председателем был отец Леонкавалло, рассматривалось дело об убийстве — артист бродячей труппы в порыве ревности убил свою жену на сцене прямо во время представления. Этот трагический случай глубоко запал в душу будущего композитора, воплотившись впоследствии в лучшем из его оперных творений.
К идее создания небольшой реалистической оперы с интригующим сюжетом Леонкавалло подтолкнул триумфальный успех одноактной оперы «Сельская честь» композитора Пьетро Масканьи. Эти две оперы идут в нашем театре в один вечер согласно европейской традиции репертуарного единства.
В этом спектакле Кари Хейсканен, театральный режиссер, драматург и актер, проявил себя и как кинематографист. Впервые в музыкальное действие введен прием любительской съемки. К. Хейсканен вручил артистам видеокамеру. Финальная сцена транслируется на белое полотно-экран, усиливая трагическую развязку и создавая эффект присутствия на киностудии.
Кари Хейсканен:«Что касается концепции, то обычно я стараюсь избегать традиционного подхода. Вот почему я решил ввести в спектакль съемочную группу. Это очень короткая опера, поэтому она должна быть максимально правдивой. Для меня кино и телевидение — неотъемлемый и очень важный элемент современной жизни».
Пресса
Плотность режиссерских решений на единицу времени превышает все, что видела Москва до сих пор.
Журнал «Афиша»
13-26 мая 2002 г.
«Finita la commedia» звучит так, будто мы не на старой опере, а в современном кинозале, где никогда не знаешь, что тебе показывают – настоящую смерть или придуманную.
Газета «Московские новости»
30 апреля -- 6 мая 2002 г.
Приготовившись в сотый раз пройти через горнило живописных итальянских страстей, публика заинтересованно следит за действием, где все насквозь знакомое и ожидаемое вдруг стало неожиданным и неизвестно куда идущим. Музыка идеально ложится в это новое фабульное ложе, но актерам даны куда более острые ролевые функции, и они явно увлечены игрой — так люди, приготовившие близким сюрприз, заранее предвкушают реакцию, и оттого глаза их горят счастливым азартом.
«Театр» № 2,
2002 г.