19 января 2025 года в Новой Опере открылся традиционный Крещенский фестиваль. Он продлился до 2 февраля.
Проект существует 20 лет: он был создан в 2005 году в память об основателе театра Евгении Владимировиче Колобове (1946–2003) после его ухода из жизни. Дата открытия фестиваля всегда остается неизменной: 19 января – день рождения маэстро и празднование Крещения Господня.
По замыслу создателей Крещенского фестиваля – родных, близких, друзей и единомышленников Евгения Колобова – он стал главной художественной инициативой, воплощающей идеи и эстетическую концепцию мастера. Открытие новой музыки, никогда не звучавшей ранее в мире или в России, и презентация Новой Оперы как дирижерского театра, то есть эксклюзивно созданного для дирижера и акцентирующего внимание на этой профессии.
В этом году программа выстроена вокруг имен нескольких композиторов: Сэмюэл Барбер, Морис Равель, Леонард Бернстайн, Генрих Шютц, Дэвид Лэнг, Димитрис Митропулос.
Первое событие фестиваля – российская премьера оперы «Ванесса» С. Барбера (19, 20 января). Музыкальный руководитель и дирижер – Андрей Лебедев, режиссер-постановщик – Дмитрий Волкострелов, художник-постановщик – Лёша Лобанов, художник по свету – Константин Бинкин, хормейстер – Юлия Сенюкова, видеохудожник – Игорь Домашкевич.
СМИ о «Ванессе»:
Новости культуры, Елена Ворошилова, 19 января 2025
Крещенский фестиваль начался в Новой Опере
ClassicalMusicNews.Ru, Майя Крылова, 20 января 2025
Нежный яд
Коммерсантъ, Юлия Бедерова, 22 января 2025
Кино и ноты
«Ванесса» Барбера в Новой Опере
АртМосковия, Евгения Артёмова, 22 января 2025
«Ванесса»: российская премьера американской оперы
Музыкальная жизнь, Филипп Геллер, 23 января 2025
Многоэтажная опера
Музыкальный Клондайк, Александр Матусевич, 23 января 2025
Три плана, два времени: многословие от Волкострелова
Ведомости, Богдан Королёк, 24 января 2025
«Ванесса»: искусство убить время
The Blueprint, Павел Галяшкин, 24 января 2025
Немая сцена
Masters Journal, Татьяна Розулина, 25 января 2025
Сминается кино
Независимая газета, Марина Гайкович, 26 января 2025
«Ванесса»: записки из мертвого дома
Радио России, Ключевые знаки, Ирина Зимина, 26 января 2025
«Зеркало как отражение истины». Российская премьера оперы «Ванесса» Сэмюэля Барбера
Играем с начала, Лариса Долгачева, 27 января 2025
Чего-то нет, чего-то жаль…
Экран и сцена, Мария Хализева, 30 января 2025
Оцепенелые сфинксы
Музыкальные сезоны, Дмитрий Морозов, 17 февраля 2025
Сказ о перевернутом времени
Вторая премьера – танцевальный дивертисмент «Болеро+» (24 января). Хореографы-постановщики: Максим Севагин, Даян Ахмедгалиев, Елизавета Некрасова, Анна Дельцова, Кирилл Радев.
СМИ о «Болеро+»:
Новости культуры, Дженнет Арльт, 27 января 2025
Балет Москва представил премьеру спектакля «Болеро+» на Крещенском фестивале
Коммерсантъ, Татьяна Кузнецова, 27 января 2025
По правилам размножения
ClassicalMusicNews.Ru, Майя Крылова, 27 января 2025
Болеро и окрестности
Театр To Go, Наталия Алейнова, 28 января 2025
В геометрической прогрессии… Спектакль «Болеро+», Новая Опера
Музыкальные сезоны, Валерий Модестов, 29 января 2025
«Музыка должна вдохновлять хореографа на создание танцевальной формы...»
Газета «Культура», Елена Федоренко, 31 января 2025
Шесть балетных премьер Крещенского фестиваля
Ballet Magazine, Тата Боева, 4 февраля 2025
…и плюс Равель
Ballet Magazine, Алиса Асланова, 4 февраля 2025
«Болеро+», фоторепортаж
27 января состоялся концерт «Барбер. Бернстайн», посвященный Международному дню памяти жертв Холокоста. В программу вошли два сочинения XX века: Концерт для скрипки с оркестром С. Барбера (солистка – Дария Зиатдинова), Симфония №3 «Каддиш» Л. Бернстайна (чтец – Александра Урсуляк, солистка – Валерия Бушуева, хор мальчиков Хорового училища имени А.В. Свешникова, художественный руководитель и хормейстер – Александр Цимбалов). Вечер подготовили маэстро Фёдор Леднёв и хормейстер Юлия Сенюкова, оркестр и хор Новой Оперы. Ведущий концерта – Ярослав Тимофеев.
СМИ о концерте:
ClassicalMusicNews.Ru, Майя Крылова, 27 января 2025
Больше никогда
28 января прошел перевернутый концерт «Равель. Песни», посвященный 150-летию со дня рождения Мориса Равеля. Музыкальный руководитель, партия фортепиано – Татьяна Сотникова. В программе принимали участие солисты и артисты оркестра Новой Оперы. Важной частью вечера стали письма композитора. Специально для концерта их перевел Никита Сорокин, тексты впервые были представлены на русском языке.
СМИ о концерте:
Музыкальная жизнь, Филипп Геллер, 4 февраля 2025
Не Болеро единым
31 января была представлена третья премьера Крещенского фестиваля: спектакль хора театра «Страсти. Шютц. Лэнг». Постановка объединила две оратории: «Страсти по Матфею» Г. Шютца (1666) и «Страсти по девочке со спичками» Д. Лэнга (2007). Музыкальный руководитель и дирижер – Юлия Сенюкова. Режиссер – Виктория Агаркова
2 февраля фестиваль завершился симфоническим концертом «Митропулос. Барбер. Равель. Прокофьев». Он был посвящен Димитрису Митропулосу. Программа объединила несколько сочинений: Burial Д. Митропулоса, балетную сюиту «Медея» С. Барбера, хореографическую поэму «Вальс» М. Равеля. Дирижировал Алексей Рубин. В исполнении Евы Геворгян прозвучал Концерт №3 для фортепиано с оркестром С.С. Прокофьева. Она выступила в качестве солистки и дирижера, повторив эксперимент Д. Митропулоса. Ведущий концерта – Ярослав Тимофеев.
СМИ о фестивале:
Радио России, Ольга Русанова, 3 февраля 2025
Новости культуры (1:15–2:25)
Авторы фото – Екатерина Христова, Батыр Аннадурдыев