Б. Бриттен

«Поругание Лукреции»

«Поругание Лукреции»

Опера в двух действиях


Музыкальный руководитель и дирижер: Ян Латам-Кёниг

Дирижер: Василий Валитов

Режиссер: Екатерина Одегова

Художник: Этель Иошпа

Художник по свету: Тимофей Ермолин

Драматург: Михаил Мугинштейн


Продолжительность 2 часа 20 минут (с одним антрактом)


Премьера состоялась 26 апреля 2019

Рекомендовано зрителям старше 18 лет


Исполняется на английском языке с русскими субтитрами

22 декабря в 17:15 – беседа перед спектаклем
 

Новая Опера представляет первую в столице постановку выдающейся оперы Бенджамина Бриттена «Поругание Лукреции» (1946). Театр продолжает «английскую линию» своего репертуара: ранее на сцене Новой Оперы шли диптих DIDO (его вторая часть – шедевр эпохи барокко, «Дидона и Эней» Г. Пёрселла) и «Поворот винта» Бриттена.

«Поругание Лукреции» – знаковое произведение в творчестве композитора. Он сочинил изумительную камерную оперу – в ней задействованы 8 певцов и всего 13 инструментов в оркестре! И, хотя ему пришлось обратиться к камерной опере скорее из-за финансовых причин, Бриттен очень ценил этот жанр: «Она [камерная опера] дает возможность заострить внимание на психологии человека. А ведь именно это стало центральной темой современного передового искусства». Либретто Рональда Дункана основано на одноименной драме Андре Обе и поэме Уильяма Шекспира «Лукреция».

Перед нами своеобразная притча, глубочайшее и одновременно рафинированное исследование психологии человека. Лукреция, супруга римского военачальника Луция Коллатина, – образец добродетели и верной любви. Секст Тарквиний – сын царя Тарквиния Гордого – пытается ее соблазнить и, не добившись успеха, насилует. «Древнеримская история Лукреции – важный мотив европейской культуры (одна из вариаций – картина Лукаса Кранаха-старшего, 1529). Бриттен укрупняет тему вводом двух Рассказчиков по образцу старинных "страстей" – дань христианской традиции. Вмешиваясь в ход драмы, они эмоционально комментируют действие, выступают голосом автора, судьбы и даже внутренним голосом персонажей, утверждая доминанту морали на основе более поздних, христианских ценностей» (Михаил Мугинштейн).

Исследуя глубины подсознания, Бриттен подчеркивает возвышение человека: отвергая насилие, Лукреция, подобно античному Эдипу, казнит себя – это мужество истинной морали. Так в истории одной женщины отражается весь духовный путь человечества.

Екатерина Одегова, режиссер:

«Поругание Лукреции» – шедевр по форме и содержанию. Гений Бриттена создал «Страсти» человека ХХ века (еще один пример – «Царь Эдип» Стравинского). В отличие от Баха и Стравинского, Бриттен концентрирует великую проблематику и духовную энергию пассионов (самого мощного трагического жанра, рожденного христианской культурой) в невероятно интимную, камерную форму.

Духовный путь человечества и Христа пропущены через хрупкое тело одной женщины – Лукреции. Она словно чистая слезинка на Его лице. Не случайно ее лейтмотив (Lucretia’s chaste / «Честь Лукреции») – барочная риторическая фигура креста. Она символично обрамлена темами двух мужчин. У насильника Тарквиния это нисходящая тема, которая превращается в финале первого действия в жуткий шаг траурной пассакалии: ансамбль Good night – страшный миг затишья перед ночью, ведущей Тарквиния в его одинокий ад. В партии Коллатина, мужа Лукреции, восходящий ход – не что иное, как тема Тарквиния в обращении.

Происходит роковая подмена одного мужчины, желанного, другим. Тарквиний – пришелец, его не ждали, но явился он, а томление живет в теле Лукреции («Лукреция ранима желанием»). Желание делает нас уязвимыми, идеальность хрупка. Желание Лукреции-женщины не может не войти в роковой резонанс со все нарастающей похотью мужчины. Добродетель – всегда самая желанная добыча для греха.

Изнасилование Лукреции не есть физическая схватка полов (тело проиграно человечеством со времен Эдема, оно – тлен),но борьба за душу, за право остаться человеком. Тарквиний находит здесь свой конец и обрекает душу на вечные муки и забвение. Лукреция начинает долгий мучительный путь восхождения к Богу. Ее самоубийство – бескомпромиссный шаг обретения себя, обретения бесконечности духа. Максима романтика Новалиса через полтора столетия актуальна вновь: «Смерть – это жизнь после смерти. Жизнь усиливается посредством смерти».

Премьера спектакля состоялась в рамках программы Года музыки Великобритании и России, которая проводилась Отделом культуры и образования Посольства Великобритании в Москве при поддержке Британского Совета (2019).

Спектакль удостоен Российской оперной премии CASTA DIVA 2019
в номинации «Спектакль года/оригинальная постановка».

Подробнее о постановке – в газете «Вешалка», апрель 2019

 

Мужской хор — Георгий Фараджев. 27.04.2019. Фото — Д. КочетковЮний — Илья Кузьмин. 27.04.2019. Фото — Д. КочетковЖенский хор — Наталья Креслина, Лукреция — Мария Патрушева. 27.04.2019. Фото — Д. КочетковТарквиний — Дмитрий Орлов. 27.04.2019. Фото — Д. КочетковЛукреция — Мария Патрушева, Бьянка — Ирина Ромишевская. 27.04.2019. Фото — Д. КочетковЛукреция — Мария Патрушева. 27.04.2019. Фото — Д. КочетковБьянка — Ирина Ромишевская, Люция — Кристина Бикмаева. 27.04.2019. Фото — Д. КочетковЮний — Илья Кузьмин. 27.04.2019. Фото — Д. КочетковЛукреция — Гаяне Бабаджанян. 26.04.2019. Фото — Д. КочетковКоллатин — Алексей Антонов, Юний — Борис Жуков, Тарквиний — Артём Гарнов. 26.04.2019. Фото — Д. Кочетков.Люция — Анастасия Белукова. 26.04.2019. Фото — Д. КочетковКоллатин — Алексей Антонов, Лукреция — Гаяне Бабаджанян. 26.04.2019. Фото — Д. КочетковЛукреция — Гаяне Бабаджанян, Бьянка — Александра Саульская-Шулятьева, Люция — Анастасия Белукова. 26.04.2019. Фото — Д. КочетковКоллатин — Алексей Антонов. 26.04.2019. Фото — Д. КочетковТарквиний — Артём Гарнов, Лукреция — Гаяне Бабаджанян. 26.04.2019. Фото — Д. КочетковМужской хор — Георгий Фараджев, Женский хор — Екатерина Петрова. 26.04.2019. Фото — Д. КочетковЮний — Борис Жуков. 26.04.2019. Фото — Д. Кочетков

Пресса

Сквозь лаконизм и темень картинки удивительным образом сочится свет, мерцает вода и проступает вся роскошная история изобразительного искусства от этрусков до прерафаэлитов. Белая рубаха висит крестом, в позе снятого с креста Иисуса лежит в финале главная героиня. Каждая роль проживается точно, остро и осознанно.

Екатерина Кретова,
Colta.ru
29 апреля 2019

Опера поставлена очень просто, почти концертно, именно о том, о чем писал Бриттен. Никакой параллельной истории, никакого поиска подспудных смыслов, черного кота в темной комнате, чем сейчас занимаются практически все режиссеры. Простота и очевидность завораживают и приковывают внимание к артистам на сцене и к музыке.

Александр Матусевич,
«Культура»
20 мая 2019

Спектакль в Новой Опере удался, <...> и его стоит рассматривать как одно из самых удачных оперных событий сезона.

Пётр Поспелов,
«Ведомости»
28 апреля 2019

 

В составе исполнителей возможны изменения

Исполнители:

Коллатин, римский полководец: Алексей Антонов, Максим Кузьмин-Караваев
Юний, римский полководец: Борис Жуков, Илья Кузьмин
Тарквиний, сын этрусского тирана Тарквиния Гордого: Артём Гарнов, Дмитрий Орлов
Люция, служанка Лукреции: Кристина Бикмаева, Мария Буйносова

Подписаться на нашу рассылку

Контакты

Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Московский театр «Новая Опера» имени Е.В.Колобова»