Опера в двух действиях
Музыкальный руководитель и дирижер: Ян Латам-Кёниг
Дирижер: Василий Валитов
Режиссер: Екатерина Одегова
Художник: Этель Иошпа
Художник по свету: Тимофей Ермолин
Драматург: Михаил Мугинштейн
Продолжительность 2 часа 20 минут (с одним антрактом)
Премьера состоялась 26 апреля 2019
Рекомендовано зрителям старше 18 лет
Исполняется на английском языке с русскими субтитрами
22 декабря в 17:15 – беседа перед спектаклем
Новая Опера представляет первую в столице постановку выдающейся оперы Бенджамина Бриттена «Поругание Лукреции» (1946). Театр продолжает «английскую линию» своего репертуара: ранее на сцене Новой Оперы шли диптих DIDO (его вторая часть – шедевр эпохи барокко, «Дидона и Эней» Г. Пёрселла) и «Поворот винта» Бриттена.
«Поругание Лукреции» – знаковое произведение в творчестве композитора. Он сочинил изумительную камерную оперу – в ней задействованы 8 певцов и всего 13 инструментов в оркестре! И, хотя ему пришлось обратиться к камерной опере скорее из-за финансовых причин, Бриттен очень ценил этот жанр: «Она [камерная опера] дает возможность заострить внимание на психологии человека. А ведь именно это стало центральной темой современного передового искусства». Либретто Рональда Дункана основано на одноименной драме Андре Обе и поэме Уильяма Шекспира «Лукреция».
Перед нами своеобразная притча, глубочайшее и одновременно рафинированное исследование психологии человека. Лукреция, супруга римского военачальника Луция Коллатина, – образец добродетели и верной любви. Секст Тарквиний – сын царя Тарквиния Гордого – пытается ее соблазнить и, не добившись успеха, насилует. «Древнеримская история Лукреции – важный мотив европейской культуры (одна из вариаций – картина Лукаса Кранаха-старшего, 1529). Бриттен укрупняет тему вводом двух Рассказчиков по образцу старинных "страстей" – дань христианской традиции. Вмешиваясь в ход драмы, они эмоционально комментируют действие, выступают голосом автора, судьбы и даже внутренним голосом персонажей, утверждая доминанту морали на основе более поздних, христианских ценностей» (Михаил Мугинштейн).
Исследуя глубины подсознания, Бриттен подчеркивает возвышение человека: отвергая насилие, Лукреция, подобно античному Эдипу, казнит себя – это мужество истинной морали. Так в истории одной женщины отражается весь духовный путь человечества.
Екатерина Одегова, режиссер:
«Поругание Лукреции» – шедевр по форме и содержанию. Гений Бриттена создал «Страсти» человека ХХ века (еще один пример – «Царь Эдип» Стравинского). В отличие от Баха и Стравинского, Бриттен концентрирует великую проблематику и духовную энергию пассионов (самого мощного трагического жанра, рожденного христианской культурой) в невероятно интимную, камерную форму.
Духовный путь человечества и Христа пропущены через хрупкое тело одной женщины – Лукреции. Она словно чистая слезинка на Его лице. Не случайно ее лейтмотив (Lucretia’s chaste / «Честь Лукреции») – барочная риторическая фигура креста. Она символично обрамлена темами двух мужчин. У насильника Тарквиния это нисходящая тема, которая превращается в финале первого действия в жуткий шаг траурной пассакалии: ансамбль Good night – страшный миг затишья перед ночью, ведущей Тарквиния в его одинокий ад. В партии Коллатина, мужа Лукреции, восходящий ход – не что иное, как тема Тарквиния в обращении.
Происходит роковая подмена одного мужчины, желанного, другим. Тарквиний – пришелец, его не ждали, но явился он, а томление живет в теле Лукреции («Лукреция ранима желанием»). Желание делает нас уязвимыми, идеальность хрупка. Желание Лукреции-женщины не может не войти в роковой резонанс со все нарастающей похотью мужчины. Добродетель – всегда самая желанная добыча для греха.
Изнасилование Лукреции не есть физическая схватка полов (тело проиграно человечеством со времен Эдема, оно – тлен),но борьба за душу, за право остаться человеком. Тарквиний находит здесь свой конец и обрекает душу на вечные муки и забвение. Лукреция начинает долгий мучительный путь восхождения к Богу. Ее самоубийство – бескомпромиссный шаг обретения себя, обретения бесконечности духа. Максима романтика Новалиса через полтора столетия актуальна вновь: «Смерть – это жизнь после смерти. Жизнь усиливается посредством смерти».
Премьера спектакля состоялась в рамках программы Года музыки Великобритании и России, которая проводилась Отделом культуры и образования Посольства Великобритании в Москве при поддержке Британского Совета (2019).
Спектакль удостоен Российской оперной премии CASTA DIVA 2019
в номинации «Спектакль года/оригинальная постановка».
Подробнее о постановке – в газете «Вешалка», апрель 2019
Пресса
Сквозь лаконизм и темень картинки удивительным образом сочится свет, мерцает вода и проступает вся роскошная история изобразительного искусства от этрусков до прерафаэлитов. Белая рубаха висит крестом, в позе снятого с креста Иисуса лежит в финале главная героиня. Каждая роль проживается точно, остро и осознанно.Екатерина Кретова,
Colta.ru
29 апреля 2019
Опера поставлена очень просто, почти концертно, именно о том, о чем писал Бриттен. Никакой параллельной истории, никакого поиска подспудных смыслов, черного кота в темной комнате, чем сейчас занимаются практически все режиссеры. Простота и очевидность завораживают и приковывают внимание к артистам на сцене и к музыке.Александр Матусевич,
«Культура»
20 мая 2019
Спектакль в Новой Опере удался, <...> и его стоит рассматривать как одно из самых удачных оперных событий сезона.Пётр Поспелов,
«Ведомости»
28 апреля 2019
В составе исполнителей возможны изменения