Э.В. Корнгольд

«Мертвый город»

«Мертвый город»

Опера в трех действиях


Музыкальный руководитель: Валентин Урюпин

Дирижеры: Илья Норштейн, Антон Торбеев

Режиссер-постановщик: Василий Бархатов

Художник-постановщик: Зиновий Марголин

Художник по костюмам: Ольга Шаишмелашвили

Художник по свету: Александр Сиваев

Хормейстер: Юлия Сенюкова


Продолжительность 3 часа 15 минут (с двумя антрактами)


Премьера состоялась 14 апреля 2022

Рекомендовано зрителям старше 16 лет


Исполняется на немецком языке с русскими субтитрами


Уважаемые зрители!
Обратите внимание на места с ограниченной видимостью: 1 и 2 ряды партера (с 1 по 30 место); с 1 по 6 ряды балкона (все места).


Скидка 20% при покупке от трех билетов в одном заказе
на спектакли 22 и 24 ноября

22 ноября в 18:15 – беседа перед спектаклем
 

Спектакль «Мертвый город» – трехкратный лауреат премии «Золотая Маска» 2023 (по итогам сезона 2021–2022).

 

Московский театр Новая Опера имени Е.В. Колобова представил российскую премьеру оперы «Мертвый город» Эриха Вольфганга Корнгольда в апреле 2022 года.

Это сочинение никогда не ставилось на российских сценах. Символично, что путь новой для нашей страны оперы начался именно с театра Новая Опера.

Впервые в Новой Опере спектакль поставил Василий Бархатов, один из самых успешных и востребованных во всем мире режиссеров.

Краткое содержание оперы

Эта история о вдовце Пауле, который оплакивает умершую жену Мари, превращает дом в «храм», посвященный ей. Он встречает танцовщицу Мариэтту, удивительно похожую на жену. Его охватывает новое чувство, однако он боится предать память Мари, нарушить верность, и всё же поддается страсти. Мариэтта хочет быть для него главной женщиной, даже позволяет себе прикоснуться к  реликвии – золотистым волосам Мари, более того, танцует с ними. Пауль в бешенстве душит ее этими волосами. Но всё это оказывается лишь сном: в конце оперы Мариэтта вновь приходит в дом Пауля.

Режиссер-постановщик Василий Бархатов представляет в Новой Опере авторскую концепцию спектакля. Он трактует смерть в метафорическом ключе: все герои спектакля живы, но Пауль и Мари расстались, и жена словно умерла для него. Действие спектакля разворачивается в трех плоскостях: реальность, воспоминания о жизни с супругой и встречи с Мариэттой. Но происходят ли эти встречи на самом деле или только в сознании Пауля? Игра света, преображающая пространство, и несимметричные отражения станут для зрителей подсказкой (или обманкой).

Фото – Екатерина ХристоваФото – Ирина ПолярнаяФото – Ирина ПолярнаяФото – Ирина ПолярнаяФото – Ирина ПолярнаяФото – Ирина ПолярнаяФото – Ирина ПолярнаяФото – Ирина Полярная

История создания

В течение XX века отношение к творческому наследию австрийского и американского композитора Эриха Вольфганга Корнгольда (1897–1957) стремительно менялось, проходя стадии восторженного признания, забвения и нового открытия. Отец композитора – знаменитый музыкальный критик Юлиус Корнгольд – оказывал на него большое влияние и даже давление, намеренно создавал образ сына-вундеркинда. Когда Корнгольду было 9 лет, его сочинение услышал Густав Малер, он предсказал юному композитору блестящее будущее и посоветовал продолжить образование у Александра фон Цемлинского. В 11 лет Корнгольд написал балет «Снеговик», который поставили в Венской опере, в 14 – первое оркестровое сочинение, а в 17 – две оперы. Критик Юлиус Корнгольд был известен как ярый противник новых музыкальных направлений, активно развивавшихся в начале века, возможно поэтому и творчество его сына стало «лебединой позднеромантической песнью».

Политическая ситуация заставила композитора покинуть Австрию и уехать в США. От режиссера Макса Рейнхардта он получил приглашение в Голливуд для работы над музыкой к фильму «Сон в летнюю ночь». Благодаря этому творчество Корнгольда вышло на новый этап: он стал известным кинокомпозитором, фактически – заложил основы голливудской музыкальной эстетики. Композитор дважды получил премию «Оскар» за лучшую музыку к фильмам «Энтони несчастный» и «Приключения Робин Гуда». После войны Корнгольд вернулся к академическим жанрам, но постромантический стиль уже не вписывался в эстетику новой музыки. Его творчество было забыто, а возрождение интереса к нему началось лишь в конце XX века.

Оперу «Мертвый город» Э.В. Корнгольд написал в 1920 году – в 23 года! В ее основе – пьеса «Мираж», которая, в свою очередь, создана по роману бельгийского символиста Жоржа Роденбаха «Мертвый Брюгге». Авторами либретто стали Юлиус и Эрих Вольфганг Корнгольды под псевдонимом Пауль Шотт.

«Мертвый город» – фундаментальная партитура, знаковое произведение эпохи постромантизма, которое при жизни композитора имело большой успех. Первый показ – и сразу двойная премьера: в Гамбурге и Кёльне в один день. Затем опера ставилась во многих театрах, в том числе в Метрополитен-опере, но вскоре была запрещена и после Второй мировой войны оказалась в безвестности. В конце XX – начале XXI века театральная судьба оперы изменилась. В числе событий последних лет – постановки в театре Ла Фениче (Венеция, 2009), Финской национальной опере (Хельсинки, 2010), Баварской опере (Мюнхен, 2019). Примечательно, что в двух последних спектаклях подчеркивается кинематографичность музыки: постановщики создают концепции, обращаясь к фильмам «Солярис» А. Тарковского  и «Головокружение» А. Хичкока, исследуя тему иллюзорности и множественной реальности.

Подробнее о композиторе и его произведении – в аудиолекциях Ляли Кандауровой и Образовательного кластера Новой Оперы. 

В Новой Опере

«Мертвый город» поставил признанный и сложившийся за многие годы творческий тандем Василия Бархатова (режиссер-постановщик) и Зиновия Марголина (художник-постановщик). Вместе они уже создали десятки спектаклей, многие из которых отмечены престижными театральными премиями. Так, Зиновий Марголин – пятикратный лауреат премии «Золотая Маска». Василий Бархатов многократно номинировался на «Золотую Маску», а в 2019 году был номинирован на премию International Opera Awards как лучший оперный режиссер. Музыкальный руководитель – Валентин Урюпин.

Спектакль в Новой Опере представляет собой необычное решение с постановочной и технической точки зрения. Действие происходит в павильоне, построенном на оркестровой яме. А оркестр размещен за павильоном в глубине сцены. Для звукового баланса над оркестром размещены специальные отражающие панели, позволяющие уравновесить звучание оркестра и солистов без использования электроакустического усиления. Солисты находятся максимально близко к зрителю, чтобы усилить эмоциональный контакт с залом; для них этот спектакль – своеобразный вызов и непривычный способ актерского существования. Дирижер с солистами взаимодействует с помощью камер и мониторов. Таким образом современные технические возможности помогают создать пространственное решение спектакля, воплощающее его концепцию.

 

Пресса

Режиссер Василий Бархатов и художник Зиновий Марголин в скромных условиях <…> сделали практически невозможное: создали технологически сложную постановку, без компромиссов, постановку, достойную любой европейской сцены.

Бархатов, виртуозно пользуясь приемами, близкими кинематографу, создает психологический триллер, где герой, раздавленный обстоятельствами развода, не может отличить мираж и реальность.

Швейцарский тенор Рольф Ромей – исключительная находка кастинг-команды: невероятный артистизм, позволяющий без крупных планов увидеть его отчаяние, брезгливость, невроз, печаль, желание, ложное счастье, близость возмездия и оторопь прозрения. Солистка Новой Оперы Марина Нерабеева <…> вытянула счастливый билет, сыграв Мари и Мариэтту: в Новой Опере появилась своя прима.

Марина Гайкович,
«Независимая газета»
19 апреля 2022

 

В «Мертвом городе» ощущается влияние киноиндустрии, способной постановочными средствами бытовую драму вывести на уровень захватывающего психологического триллера. В этом смысле работа Бархатова более сложная, так как в его арсенале нет тех инструментов, которыми обладает кино. Пожалуй, единственный прием – отбивка через затемнение, усиленная в театре ярким светом по краю сцены, направленным на зрителя.

Город здесь – не столько географический и исторический объект (Зиновий Марголин показывает нам некий европейский город – вполне возможно, что Брюгге, но совсем не узнаваемый его образ), сколько уголок, куда забилось заблудшее сознание. Уголок, действительно, мертвый, но герой из него выходит здоровым. На мой взгляд, спектакль – безусловная удача, так как воплощение избранной идеи – безукоризненное.

Марина Гайкович,
«Музыкальная жизнь»
20 апреля 2022

 

Спрятанный от глаз оркестр остается единственным оплотом настоящего чувства, а музыка – единственной возможностью для реализации подлинно поэтического. И Валентин Урюпин не подводит: работа, проделанная им с оркестром Новой Оперы, колоссальна.

Татьяна Белова,
«Коммерсантъ»
16 апреля 2022

 

Я испытал счастье от прихода в мою жизнь сказочно красивой, трепетно-импульсивной, впитавшей мотивы от «Золота Рейна» и «Тристана и Изольды» до «Богемы» и даже «Веселой вдовы», но притом органичной и самодостаточной музыки Эриха Корнгольда в роскошном звучании оркестра под управлением Валентина Урюпина и потрясающих солистов, среди которых особенно порадовали швейцарский дебютант российской сцены тенор Рольф Ромей (Пауль) и солистка Новой Оперы сопрано Марина Нерабеева (Мари, Мариэтта). А впрочем, великолепны были все – Василий Ладюк, Артём Гарнов, Валерия Пфистер…

Новая Опера верна себе, храня традицию – вводить в московский, а то и российский обиход мировые шедевры, которых до того в нем не было. «Мертвый город» Корнгольда – еще один шаг в этом благородном направлении.

Сергей Бирюков,
«Музыкальная жизнь»
20 апреля 2022

 

В этом спектакле нет ничего лишнего, все идеально выверено и восхищает своей четкой продуманностью <…>. В какой-то момент ты вдруг ощущаешь себя сидящим на крупном европейском оперном фестивале в том же Брюгге, который Пауль в финале все-таки покинул.

Оркестр под управлением Валентина Урюпина проделал невероятную работу – это был живой единый механизм, правда, спрятанный от глаз публики за сценой. Весь исполнительский состав «Мертвого города» был на высоте <…>. Дуэт главных героев – Пауля и Мари (Мариэтты) завораживал, как сцена из сериала, от накала страстей которого невозможно было оторваться.

Надежда Травина,
«Ваш досуг»
21 апреля 2022

 

Музыкальный уровень спектакля впечатлил не только оркестровой красотой, естественностью, ясностью в распутывании корнгольдовского музыкального лабиринта (дирижер Валентин Урюпин), но точными актерскими работами, скоординированностью всех исполнителей, включая сложнейшие сцены, где, например, в невротическом мороке Пауля (Рольф Ромей, Швейцария) его рваные, короткие вокальные реплики накладывались на мерное шествие монстров и на плотную, массивную фактуру оркестра.

Ирина Муравьёва,
«Российская газета»
23 апреля 2022

Подписаться на нашу рассылку

Контакты

Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Московский театр «Новая Опера» имени Е.В.Колобова»