Музыкальная драма в двух действиях
Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик: Александр Самоилэ
Дирижеры: Андрей Лебедев, Клеман Нонсьё
Режиссер-постановщик: Юрий Александров
Сценография и костюмы: Вячеслав Окунев
Хореограф-постановщик: Надежда Калинина
Художник по свету: Сергей Скорнецкий
Хормейстер: Юлия Сенюкова
Продолжительность 3 часа 20 минут (с одним антрактом)
Премьера состоялась 19 февраля 2021
Рекомендовано зрителям старше 16 лет
Исполняется на французском языке с русскими субтитрами
Самая популярная опера в мире – теперь и на сцене Новой!
«Кармен» Ж. Бизе знакома даже тем, кто никогда не был в оперном театре, а Хабанеру или Куплеты Эскамильо может напеть, пожалуй, каждый. Однако парижская премьера (1875) обернулась провалом: зрители покидали зал, не досмотрев спектакль, а критики чуть ли не соревновались – кто напишет более разгромную рецензию. Дело в том, что композитор называл свое произведение комической оперой. Это было связано с ее «техническими характеристиками»: героями серьезных опер становились цари или боги, а персонажи «Кармен» – цыгане, контрабандисты, солдаты, рабочие. Люди надеялись увидеть легкое развлекательное зрелище, а получили полную «низменных» страстей историю, заканчивающуюся смертью главной героини!
Премьера новой редакции оперы состоялась в том же году в Вене, через несколько месяцев после смерти композитора, и мнение публики стало меняться. Оперу хвалили Брамс и Вагнер, а Чайковский выучил ее клавир наизусть. Он писал:
«По-моему, это в полном смысле шедевр, т. е. одна из тех немногих вещей, которым суждено отразить в себе в сильнейшей степени музыкальные стремления целой эпохи. <…> Я убежден, что лет через десять “Кармен” будет самой популярной оперой в мире…». Полтора века спустя сочинение Бизе
по-прежнему входит в топ оперных спектаклей в крупнейших театрах мира.
Над секретом популярности «Кармен» размышляли композиторы, поэты, импресарио, ученые. Важнейшая из причин – потрясающе яркая музыка, которая передает солнечный испанский колорит, но не докучает слушателю буквальными цитатами из фольклора. Ведь в музыке Бизе находит отображение не Испания как таковая, а взгляд самого Бизе – француза – на нее. Еще одна причина – универсальные вопросы, которые ставит сюжет. Должны ли любящие принадлежать только друг другу? Или истинная любовь в том, чтобы позволить другому быть свободным? И какова цена этой свободы?
Режиссер-постановщик спектакля – народный артист РФ Юрий Александров, давний друг Новой Оперы. Его спектакли с успехом идут на нашей сцене уже много лет. Музыкальный руководитель постановки – народный артист Республики Молдова Александр Самоилэ. Декорации, вдохновленные творчеством Антонио Гауди, и костюмы создал народный художник РФ Вячеслав Окунев.
Пресса
Премьера оперного шедевра Жоржа Бизе <...> отличается от ставших уже привычными авангардных постановок. Режиссер Юрий Александров решает иную задачу: «Не удивить, а скорее переосмыслить, по-новому взглянуть на извечные проблемы». Он осуществляет это, оставляя хорошо знакомых нам персонажей в том времени, где им и надлежит быть по замыслу автора. Но это вовсе не мешает режиссеру воплотить те идеи, которые являются весьма актуальными и для нас, живущих в XXI веке.
Ирина Зимина,
Радио России
27 февраля 2021
Озвучить великую партитуру в Новой Опере решили на полную мощность: подготовили четыре полноценных состава исполнителей – поистине адский труд! Но и в четвертом премьерном спектакле, где задействована преимущественно молодежь, все звучит четко и слаженно, ансамбли собраны, чувствуется, что отрепетировано на совесть, и тонус не теряется ни на секунду. <...>
Александр Самоилэ ведет спектакль со страстью, с настоящей любовной нежностью – то, чем обделена титульная героиня, изрядно разлито в оркестре. Несмотря на то, что он декларирует намерение придать испанской партитуре Бизе французской сдержанности, до пастельных галантных красок а-ля Массне дело не доходит, что подкупает: партитура прочитана ярко, витально, сочно, с нее не смыты южные краски.
Александр Матусевич,
Газета «Культура»
25 февраля 2021
Юрий Александров попытался проникнуть внутрь идеализированной Бизе Кармен и рассмотрел в ней хищницу, которой руководит не свобода, а вседозволенность, не жажда любви, а жажда животной страсти играть и побеждать. <...>
Режиссерский замысел органично раскрылся в художественном оформлении Вячеслава Окунева, по-своему подчеркнувшего испанский колорит, – он создал сценографию по мотивам архитектуры знаменитого каталонца Антонио Гауди, чьи конструкции воплощают фантастические миры самой природы. В спектакле они олицетворяют и естественный фон жизни, дополненный видеоартом на заднике сцены, и ту среду, из которой вышли герои оперы. Немаловажную роль играют и световые решения, выполненные Сергеем Скорнецким – они, как и у Гауди, придававшего свету немало значения, вносят дополнительные смыслы в сценические образы. Вячеслав Окунев выбирает цветовую гамму костюмов также близкую к природным элементам – охристые, белые и серые тона создают монохромный ряд, который «взрывается» изобилием красок национального колорита лишь в последнем действии, усиливая ярким контрастом трагизм последней сцены…
Евгения Артёмова,
АртМосковия
2 марта 2021
Плеск моря, архитектура в стиле Гауди, танцующая балетная пара и многое другое в постановке «Кармен» в Новой Опере. <...> Особенностью этой сценической версии можно назвать необычайно холодную и независимую Кармен, осознанно разбивающую сердца, но свое сердце не отдающую никому.
Наталия Алейнова,
Театр To Go
1 марта 2021
В составе исполнителей возможны изменения