Спектакль хора театра
Музыкальный руководитель и главный хормейстер: Юлия Сенюкова
Режиссер: Виктория Агаркова
Рекомендовано зрителям старше 12 лет
Крещенский фестиваль в Новой Опере – 2025
ПРЕМЬЕРА
Третья премьера Крещенского фестиваля 2025 года – хоровой спектакль. В основе постановки – «Страсти по Матфею» Г. Шютца и «Страсти по девочке со спичками» Д. Лэнга. Это вечер пассионов, средневекового жанра в новом прочтении.
Современники называли Генриха Шютца (1585–1672) «отцом новой немецкой музыки». Это абсолютно справедливо, ведь с него начинается музыкальный путь Германии, ведущий к И.С. Баху. Шютц охватил в своем творчестве все самые значительные направления XVII века, переосмыслил канонические жанры. Композитор оставил большое творческое наследие – около 500 композиций, среди которых преобладают духовные сочинения: оратории, псалмы, священные гимны и другие. К библейским текстам он обращался всю жизнь. «Страсти по Матфею» написаны в 1666 году 80-летним композитором. И если в его ранних сочинениях преобладает итальянская театральность (Шютц много путешествовал, брал уроки у Клаудио Монтеверди), то здесь музыкальный язык совершенно иной. В «Страстях по Матфею» монодия чередуется с четырехголосными хорами. Звучание сурово, аскетично, лишено внешней красочности, но в этой формальной простоте – глубина и драматическая сила.
Второе сочинение, которое прозвучит в этот вечер, написал современный американский композитор Дэвид Лэнг (род. 1957). Основой для оратории «Страсти по девочке со спичками» (2007) послужила известная сказка Г.Х. Андерсена о маленькой девочке, которая замерзает на улице в канун Рождества. Композитор рассматривает эту историю не как поучительную сказку, а как христианскую притчу, в которой страдания ребенка сопоставляются со страданиями Христа: отвержение толпой, смерть и преображение. И эту историю Лэнг облекает в форму музыкальных «Страстей». Композитор отмечает: «Слово "страсть" происходит от латинского слова "страдать". В моем произведении нет Баха и нет Иисуса, скорее страдания маленькой девочки со спичками, которые возносят ее печаль на более высокие уровни». За либретто к оратории композитор получил Пулитцеровскую премию (2008), а после выхода записи – премию Грэмми (2010).