Р. Вагнер

«Тристан и Изольда»

«Тристан и Изольда»

Музыкальная драма в трех действиях


Музыкальный руководитель: Ян Латам-Кёниг

Дирижеры: Ян Латам-Кёниг, Василий Валитов

Режиссер: Никола Рааб

Сценография и костюмы: Джордж Суглидес

Свет: Айвар Салихов

Хормейстер: Юлия Сенюкова


Продолжительность 4 часа 40 минут (с двумя антрактами)


Премьера состоялась 19 мая 2013

Рекомендовано зрителям старше 12 лет


«Тристан и Изольда» — вершина романтического искусства, идеал красоты и экспрессивности в музыке, одна из самых проникновенных опер Вагнера. Ее московская премьера в Новой Опере — четвертая в истории российского театра — стала главным событием сезона 2012–2013. Постановку осуществили режиссер Никола Рааб и художник Джордж Суглидес. Для Яна Латама-Кёнига «Тристан и Изольда» — второй крупный вагнеровский проект в Новой Опере после «Лоэнгрина», заслужившего признание критики и восторженные отзывы публики.

В сценической версии Николы Рааб использованы эскизы декораций известного художника Альфреда Роллера, созданные для легендарной постановки «Тристана» в Венской опере (1903; дирижер и режиссер — Густав Малер).

 Музыкальный руководитель спектакля — Ян Латам-Кёниг, знаток и блестящий интерпретатор вагнеровской музыки.

В «Тристане» Вагнер использует на удивление современный музыкальный язык. С самого начала он вершит революцию, открывающую дорогу в музыку ХХ века. В опере нет традиционной увертюры, конечно, есть прелюдия, но она сразу переносит вас в другое измерение. Отчасти из-за своей необычайной хроматической природы, отчасти потому, что по своей глубине она кардинально отличается от всего, что Вагнер писал до этого. Композитор сочетает революционный подход к опере с особой степенью экстаза в ключевых музыкальных моментах. Я говорю в основном о любовном дуэте. Герои проходят несколько фаз этого экстаза. Сначала нарастает накал страстей к моменту их встречи, после того как Изольда ждет Тристана вместе с Брангеной в начале второго акта, и Брангена должна подать сигнал, что он может прийти. Вагнер очень умно начинает второй акт. Он написал его в Венеции летом, и, не осознавая этого, он опьяняет зрителя ощущением знойной летней венецианской ночи. Музыка настолько насыщена звуком моря, что ты почти чувствуешь брызги морской воды. Последняя фаза любовного дуэта, когда герои, наконец, договариваются о встрече и бросаются в объятия друг друга… В музыке начинается истерия, чего у Вагнера еще не было… Оркестр неистовствует… нарочно, утрированно… И в первые 5 минут звучит музыка, настолько быстрая, страстная, задыхающаяся, как будто двое влюбленных не могут поверить в то, что они наконец в объятиях друг друга… Когда влюбленные встречаются после долгой разлуки, то первые мгновения именно такие, как их описал Вагнер. Затем все постепенно успокаивается… они погружаются в глубокий спокойный мечтательный экстаз, в который врывается ужасное предупреждение Брангены о приближении дня, и Тристан и Изольда должны быть настороже. Поглощенные друг другом, влюбленные этого не осознают. И впервые звучит тема, позже звучащая в «Смерти Изольды» в конце оперы, когда они клянутся в вечной любви, произносят имена друг друга. Но это интеллектуальная любовь с большим количеством разговоров… Тут на ум приходят слова Тосканини. Он дирижировал этой оперой несколько раз и как-то сказал: «Эти немцы просто невероятны. Если бы Тристан с Изольдой были итальянцами, они бы уже поженились и нарожали кучу детей. Но они немцы, поэтому все еще обсуждают и анализируют свои чувства».

Ян Латам-Кёниг   
 

Ян Латам-Кёниг — лауреат премии «Золотая маска» в номинации «Опера. Работа дирижера» за спектакль «Тристан и Изольда» в сезоне 2012/2013 

 

Подробнее о постановке – в газете «Вешалка», май 2013

 

Тристан — Михаил Губский, Изольда — Ольга Терентьева, Брангена — Маргарита Некрасова. 26.03.17. Фото — Д. КочетковБрангена — Маргарита Некрасова. 26.03.17. Фото — Д. КочетковИзольда — Ольга Терентьева, Брангена — Анастасия Бибичева. 07.02.2015. Фото — Светлана МельниковаТристан — Михаил Губский, Изольда — Марина Ефанова. 16.02.2014. Фото — Д. КочетковИзольда — Эдит Халлер (Италия),Тристан — Вениамин Егоров. Фестиваль «Два мастера — два мира». 03.11.2013. Фото — Д. КочетковТристан — Вениамин Егоров. Фестиваль «Два мастера — два мира». 03.11.2013. Фото — Д. КочетковСцена из спектакля. 25.05.2013. Фото — В. ФеникСцена из спектакля. 25.05.2013. Фото — В. ФеникСцена из спектакля. 25.05.2013. Фото — В. ФеникИзольда — Клаудиа Итен (Швейцария). Премьера. 19.05.2013. Фото — Д. КочетковИзольда — Клаудиа Итен (Швейцария),Тристан — Майкл Баба (Германия). Премьера. 19.05.2013. Фото — Д. КочетковТристан — Майкл Баба (Германия),Изольда — Клаудиа Итен (Швейцария). Премьера. 19.05.2013. Фото — Д. КочетковБрангена — Анастасия Бибичева, Изольда — Клаудиа Итен (Швейцария). Премьера. 19.05.2013. Фото — Д. КочетковКурвенал — Артем Гарнов, Тристан — Майкл Баба (Германия). Премьера. 19.05.2013. Фото — Д. КочетковТристан — Майкл Баба (Германия). Премьера. 19.05.2013. Фото — Д. КочетковКороль Марк — Виталий Ефанов. Премьера. 19.05.2013. Фото — Д. Кочетков

Пресса

Не знаю, чтó за волшебство приключилось в этот вечер в Саду Эрмитаж, но в то, что я услышал в Новой Опере после Байройта, Вены и Мюнхена (менее культовые для наследия Вагнера площадки даже не упоминаю),мне до сих пор сложно поверить. Это было незабываемо и невероятно во всех смыслах.

Александр Курмачёв, Operanews.ru
16 февраля 2015

Эта постановка — лишний повод гордиться тем, что в Москве есть театр, в одиночку тянущий на себе груз качественного, а не формального возрождения отечественной вагнерианы — груз воспитания нового слушателя.

Александр Курмачёв, Belcanto.ru
28 мая 2013

В это сложно поверить, но у нас теперь есть свой «Тристан»! Есть возможность на четыре с половиной часа погрузиться в фантастическое зелье, которое варится и бушует внутри оркестровой ямы. В котором млеют струнные, безбашенно грохочут литавры и поют выразительными голосами духовые. В котором происходит столько всего, что можно уже даже не смотреть на сцену и на светящиеся над ней титры с русским переводом. Это колоссальная работа и невероятная победа.

Екатерина Бирюкова, Сolta.ru
20 мая 2013

Режиссер-постановщик Никола Рааб сделала концептуально негромкую, но любопытную работу. В ней проступил образ старого романтического театра, благо что художник Джордж Суглидес использовал в своем оформлении эскизы Альфреда Роллера из венской постановки 1903 года. В гармоничном спектакле режиссура не стремится обратить на себя внимание, и все же было видно, что режиссер придумала своеобразную историю не-встречи. Каждый из двух героев вышел в большей степени солистом, нежели партнером, — о томлении, разлуке и радости любовники пели себе и залу, но не друг другу.

Это не изъян, а скрытая тема постановки: Тристан и Изольда в ней словно принадлежат разным эпохам. Изольда — языческая ворожея, часть природы, налитая соками растительного здоровья. Такие, умерев, тут же обратно выпадают на землю в виде животворных осадков. Тристан — изначально проигравший индивидуалист нового времени, обреченный на одиночество и смерть.

Пётр Поспелов, «Ведомости»
21 мая 2013

Cпектакль вышел и утонченной, и ясной интерпретацией, удобной для непрохладного знакомства. И просто серьезной театральной работой, которой Москве так не хватало.

Юлия Бедерова, «Коммерсантъ»
22 мая 2013

Дирижер Ян Латам-Кёниг в очередной раз после постановки «Лоэнгрина» здесь же, в «Новой опере» доказывает, что есть в Москве оркестры, которым подчиняются партитуры Вагнера.

Марина Гайкович, «Независимая газета»
23 мая 2013

Одной из главных удачных находок спектакля стало то, что постановщикам удалось нащупать хрупкий баланс между реальностью и особым флером романтической мистерии, разворачивающейся вроде бы на фоне реальных вещей и интерьеров, и в то же самое время — совершенно отдельно от них.

Елена Чишковская, РИА Новости
20 мая 2013

 

В составе исполнителей возможны изменения

Подписаться на нашу рассылку

Контакты

Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Московский театр «Новая Опера» имени Е.В.Колобова»