А. Шелыгин

«Продавец игрушек»

«Продавец игрушек»

Опера-фантазия в двух действиях


Автор пьесы: Виктор Добросоцкий

Автор либретто: Кирилл Крастошевский

Музыкальный руководитель: Александр Жиленков

Дирижеры: Александр Жиленков, Валерий Крицков

Режиссер: Алексей Вэйро

Художник: Дарья Синцова

Хормейстер: Юлия Сенюкова

Хореограф: Сергей Сатаров

Художник по свету: Айвар Салихов


Продолжительность 2 часа 15 минут (с одним антрактом)


Премьера состоялась 23 ноября 2019

Рекомендовано зрителям старше 6 лет


Снят с репертуара в 2023

 

Опера-фантазия «Продавец игрушек» написана по заказу Новой Оперы Алексеем Шелыгиным, одним из самых востребованных композиторов театра и кино, лауреатом престижных премий «Золотой Овен», «Чайка», «Ника», «Золотой Носорог». Творчество Алексея Шелыгина знают все: это музыка к 150 фильмам и сериалам (среди которых фильмы «Небо. Самолет. Девушка», «Бой с тенью», сериалы «Бригада», «Штрафбат»),ко множеству телепрограмм, драматических спектаклей, документальных фильмов, а также академические произведения и прикладная музыка.

Философская сказка о французском продавце игрушек, обретающем счастье и смысл жизни на родине предков, в России, уже стала поводом к созданию одноименной пьесы (2010),кинофильма (2012),мюзикла (2018),а теперь и оперы. Но либретто оперы разительно отличается и от книги, и от фильма. Поэт Кирилл Крастошевский изменил сюжетный поворот, добавил, по его словам, «немного театрального экшена», создал целый мир игрушек, равноценный миру людей.
В опере их исполнят артисты хора, причем каждый из них будет уникальной игрушкой!

Режиссер Алексей Вэйро задумал оперу как спектакль-притчу, чтобы каждый мог найти в ней для себя что-то важное. «Такой формат хорош тем, что может существовать и в виде сказки на уровне ребенка, и как притча на уровне взрослого, с важным посылом для вдумчивой саморефлексии». Происходящее на сцене – словно игра некоего ребенка, который пришел в кабинет отца, сел за его рабочий стол, заваленный газетами и биржевыми сводками, достал игрушки и начал игру.

Удивительно красивая музыка оперы абсолютно традиционна, в ней очень чувствуется влияние кино. Как отметил дирижер Александр Жиленков,«здесь есть такие шлягерные темы, которые легко запоминаются, их хочется напевать». Для композитора Алексея Шелыгина было важно создать такую оперу, которую и нам будет приятно слушать, и певцам – петь. «Моя опера находится в постоянном диалоге с оперой трех последних столетий, а иногда – даже с эпохой Барокко. Игрушка – странное явление, в котором соединяются реальность (для ребенка в момент игры она и есть реальная жизнь) и фантазия. Надеюсь, эту границу фантазии и реальности зрители почувствуют в моей музыке».

 

Подробнее о постановке – в газете «Вешалка», ноябрь 2019

 

Валерка - Илья Кузьмин, Николя - Антон Бочкарев. 13.09.2020. Фото - Д. КочетковФрансуа - Дмитрий Орлов. 13.09.2020. Фото - Д. КочетковНатали - Кристина Бикмаева, Николя - Антон Бочкарев. 13.09.2020. Фото - Д. КочетковНиколя - Антон Бочкарев. 23.11.2019. Фото - Д. КочетковФрансуа - Дмитрий Орлов, Мадам Берсен - Екатерина Кичигина. 23.11.2019. Фото - Д. КочетковНиколя - Антон Бочкарев, Мари - Анна Синицына. 23.11.2019. Фото - Д. КочетковФрансуа - Дмитрий Орлов. 23.11.2019. Фото - Д. КочетковВалерка - Илья Кузьмин, Натали - Кристина Бикмаева, Николя - Антон Бочкарев. 23.11.2019. Фото - Д. КочетковСцена из спектакля. 24.11.2019. Фото - Д. КочетковВалерка - Александр Попов, Натали - Кристина Бикмаева. 24.11.2019. Фото - Д. Кочетков

Пресса

Спектакль решен в подчеркнуто игровом ключе, ведь главный адресат – дети, а для них игра – лучший способ познания любой новой реальности. Мир постановки буквально населен чудесными обитателями, забавными и симпатичными: клоунами и куклами, принцессами и зверюшками, необычными созданиями (Копилка, Балерина-светофор, Кукольный дом, Головоломка, Буденновец). Французское изящество и театральность переплетаются с русской (скорее даже – советской) простотой, конкретностью и утилитарностью в ярких, говорящих костюмах Дарьи Синцовой. Превосходный оркестр театра под водительством Александра Жиленкова подчеркивает обилие красот новой партитуры.

Александр Матусевич,
Газета «Культура»
30 ноября 2019

Грань между миром игрушек и людей, между фантазией и реальностью иллюзорна. Игрушки страдают от предательства, как люди, а люди фактически являются игрушками в руках судьбы, не всегда выдерживая ее испытания. Не случайно и внешне в спектакле люди похожи на игрушки, а игрушки на людей.

Музыка Шелыгина кинематографична, полна очарования, хотя эклектична и пестра так же, как мир, который она изображает. Композитор, находящийся, по его признанию, в постоянном диалоге с оперой трех последних столетий, смело смешивает стили и жанры: в его музыке переплавлены интонации и советских песен, и французских шансон, и драматических арий, слышна опора на музыкальные традиции Прокофьева, Массне, Дебюсси.

Евгения Артёмова,
АртМосковия
5 декабря 2019

«Продавец игрушек» – семейный спектакль. Не только в том смысле, что на него можно приходить с детьми. Но и потому, что он может стать прекрасным поводом поговорить, порассуждать, подискутировать на тему человеческих ценностей. Например, о том, что человеку нужнее – деньги или любовь?

Екатерина Кретова,
«Московский Комсомолец»
24 ноября 2019

В составе исполнителей возможны изменения

 

Подписаться на нашу рассылку

Контакты

Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Московский театр «Новая Опера» имени Е.В.Колобова»