Опера в двух действиях для детей и не только
Либретто: Адельхайд Ветте
Русский текст: Екатерина Поспелова, Ольга Прохорова
Музыкальный руководитель: Андрей Лебедев
Дирижеры: Андрей Лебедев, Александр Жиленков
Режиссер: Екатерина Одегова
Художники: Этель Иошпа, Анна Кострикова
Хормейстер-постановщик: Юлия Сенюкова
Хормейстер: Мартин Кантемиров
Свет: Тимофей Ермолин
Драматург: Михаил Мугинштейн
Продолжительность 2 часа 15 минут (с одним антрактом)
Премьера состоялась 8 октября 2017
Для детей любого возраста
Снят с репертуара в 2023
Одна из лучших в мире детских опер теперь и в Новой Опере!
Премьера оперы «Гензель и Гретель» Энгельберта Хумпердинка
(1854–1921) состоялась в 1893 году в Веймарском придворном театре под управлением самого Рихарда Штрауса, а меньше чем через год в Гамбурге ею дирижировал Густав Малер. Либретто по сказке братьев Гримм сочинила сестра композитора Адельхайд Ветте. В Москве за этой изумительной сказочной оперой закрепилось название «Пряничный домик, или Гензель и Гретель».
Режиссер Екатерина Одегова называет свою работу спектаклем для семейного просмотра. Не ограничившись рамками детского театра, постановочная команда наделила спектакль яркими костюмами, декорациями, интерактивом и забавными сценическими ситуациями (для детей),а также дополнительными смыслами и культурными аллюзиями (для их родителей).
Увлекательная сказка, замечательная музыка, волшебные сладости и настоящий праздник ждут вас в театре Новая Опера.
Михаил Мугинштейн, драматург:
Вспомним Антуана де Сент-Экзюпери: «Все мы родом из детства... Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит» («Маленький принц»). Это грустно, потому что дети во многом другое человечество, искреннее и чистое. Детская душа обращена к лучшему, что есть в нас.
«Гензель и Гретель» волнует пробуждением нашей памяти, ожиданием чуда. Чтобы обрести себя, друг друга, нужно пройти испытания: совершить лесное странствие и справиться со злом. Только так люди волшебно перерождаются: опера Хумпердинка – образец позднего романтизма с идеей превращения. В центре – романтическое двоемирие, реальность и фантастика с тревогой и ворожбой леса. Здесь финал лесной поэзии Вебера, Мендельсона, Шуберта и Вагнера, особенно повлиявшего на Хумпердинка. «Гензель и Гретель» чарует насыщенной жизнью оркестра с развитой системой лейтмотивов. Этот
«мини-Вагнер» – поэтическая зарисовка немецкого леса после вагнеровского «Зигфрида» («Шелест леса»). Самая удачная интерпретация в музыке великой сказки братьев Гримм, «Гензель и Гретель» венчает в XIX веке целое направление в Германии – сказочная опера (Märchenoper). Хумпердинк сумел соединить новации мифологической драмы Вагнера с богатой жизнью немецкой традиции. Подобно Гензелю и Гретель, поэтичный союз фольклора и фантастики нашел свою нишу, не заблудившись в лесу мифологии с ее соблазнительными, но опасными пряниками.Быть может, лучшая детская опера (идет во всем мире!),волшебная сказка звучит, конечно, не только для детей, но и для взрослых.
Ее действие символично происходит в канун Рождества, когда в мир приходит чудо, и он отдается гармонии. Это достигается поступками детей: они искупают зло, которое заражает взрослых. Дети лучше нас. Вместе с ними мы можем испытать особое счастье гармонии мира и обратить свой взор к Богу.
Подробнее о постановке – в газете «Вешалка», октябрь 2017
Пресса
«Гензель и Гретель», первая премьера этого сезона в «Новой опере», позиционируется как спектакль для семейного просмотра. Я бы добавила – обязательного. Это счастье, а не спектакль! Это тот случай, когда жалеешь, что ребенок уже вырос, а внуков еще нет. <…>
Помимо понятного остроумного текста и настоящего музыкального качества без скидок на возрастную категорию 0+ (за пультом поствагнеровские красоты Хумпердинка увлеченно разруливает Андрей Лебедев) спектакль замечателен режиссерской легкостью и веселой визуальной фантазийностью. <…> Главное место для волшебства – ночной лес, в котором заблудились дети. Он и страшный, и манящий, и добрый одновременно. Для этого достаточно покудесничать с освещением (художник по свету – Тимофей Ермолин),вовремя отправить артистов в партер, чтобы вся малышня повскакивала со своих мест, напридумывать целую череду фантастических персонажей, один краше другого.
Екатерина Бирюкова,
Colta.ru
25 октября 2017
Спектакль адресован аудитории 0+, каждое поколение найдет в нем чему умилиться, испугаться и обрадоваться. Дети радостно галдят при виде волка, который сцапал русалку и утащил за кулисы, а вышел обратно уже с обглоданной косточкой, и замирают, когда тенор Дмитрий Пьянов в образе ведьмы с гротескным бюстом выходит в партер поохотиться на малолетнюю живность. У сентиментальных взрослых слезы наворачиваются на глаза при звуках хора ангелов. Ценители смакуют мелодии, тем более что Екатерина Миронычева и Анна Синицына звонко и чисто поют партии детей, дирижер Андрей Лебедев умело подает партитуру в стиле «Вагнер-лайт», а в оркестре кукует настоящая глиняная окарина.
Петр Поспелов,
«Ведомости»
Нравоучительность, ирония, доброта и всепрощающий свет в новой постановке «Новой Оперы» проступают весомо, но не шаблонно, предстают зримо, но элегантно просто и необычайно искренне. Значимость, но также и неизбежный парадокс предназначенности сего опуса заключен в том, что на сцене детская аудитория воспринимает его, реагируя, в основном, на визуальные образы и символы. Вряд ли она найдет в музыке то, что услышат взрослые, но при этом очень важно, что приобщение детей к постижению нравственных ценностей, закладка в них духовного фундамента человека как принадлежности социума на сей раз происходит посредством музыкального материала высочайшего качества. <…>
Бас Дмитрий Орлов – добродушный чудаковатый Петер, меццо-сопрано Александра Саульская-Шулятьева – экстравагантная, отчасти деспотичная Гертруда (недаром ведь дети попадают под ее горячую руку, отправившую их в лес!). Оба типажа сочны, колоритны и в вокальном плане довольно ярки, аттрактивны.
Игорь Корябин,
Belcanto.ru
Прелесть нынешней постановки – невероятные персонажи, населяющие волшебный лес, в котором заблудились главные герои, и это огромная заслуга художника-постановщика, лауреата Российской национальной театральной премии «Золотая Маска» Этели Иошпы, еще одним художником-постановщиком стала Анна Кострикова. <…> Особенно хорош бегающий по залу и «пожирающий детей» в роли колдуньи Антон Бочкарёв. Дети верещали от страха и восторга, мамы восхищались артистизмом и вокальными данными. Именно этот, отрицательный, персонаж вызвал самую громкую овацию.
Мария Чемберлен,
«Московская Правда»Восторженные дети с интересом наблюдали за перипетиями постановки. В антракте детский гомон, заполнивший фойе театра, зашкаливал. Ребятня азартно обсуждала друг с другом и с родителями действующих лиц спектакля и чудеса, творившиеся на сцене. Декорации постановки действительно вызывают восторг и умиление, а потрясающая игра и певческие партии актеров заставляют не только ребятишек, но и взрослого зрителя не отрываться от происходящего волшебства на сцене.
Владимир Сабадаш,
«Мир женской политики»
В составе исполнителей возможны изменения