Вчера, 2 ноября, на 85 году жизни скончался выдающийся дирижер, народный артист СССР, художественный руководитель Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д.Д. Шостаковича Юрий Темирканов (1938–2023).
Долгая дружба связывала Юрия Темирканова и Евгения Колобова. Именно Юрий Хатуевич пригласил молодого Колобова в Ленинградский театр оперы и балета имени С.М. Кирова (ныне Мариинский театр). В тот момент Евгений Колобов воспринял это как дар судьбы: он знал и ценил Юрия Темирканова как непревзойденного мастера и прекрасного дирижера.
После смерти Колобова в 2003 году Юрий Темирканов очень поддерживал его семью и театр Новая Опера, на сцене которого продирижировал концертом, посвященным памяти маэстро. По воспоминаниям музыкантов, в каждом жесте Юрия Хатуевича артисты видели Колобова – Евгений Владимирович всегда восхищался мастерством наставника и перенимал его технику. Также Юрий Темирканов в 2005 году стал инициатором учреждения и спонсором премии «За беззаветное служение оперному искусству» Фонда Евгения Колобова.
Весь музыкальный мир скорбит вместе с семьей и близкими Юрия Темирканова.
Евгений Колобов о Юрии Темирканове:
Юрий Хатуевич Темирканов!!! Впервые я увидел его на экране телевизора и был покорен. И когда он пригласил меня в Мариинку, поехал к нему с радостью. Великий дирижер! Такие люди приносят в мир свою ауру, как Моцарт, Пушкин, Бунин… В общении с Темиркановым нашел я подтверждение своим интуитивным выводам: следовать собственному восприятию произведения, не бояться экспериментировать, доверять своим чувствам.
Общение с Юрием Хатуевичем было для меня столь важно, потому что я вдруг услышал, что дирижер мирового класса делает то, к чему я сам бессознательно стремился, но думал, что не имею на это права. Сейчас я совершенно свободен.
У Юры с оркестром потрясающее пианиссимо, живое, как кровь в капиллярах… Юра слышит музыку в себе, слышит ее в тишине. Иногда мне кажется, что даже неважно, будет ли он дирижировать. Таких людей окружает особая аура, которая все равно оказывает влияние на окружающих. Одно сознание, что он есть, уже многое дает. Темирканов лишь появляется перед оркестром – и уже начинается музыка.
Мне очень нравится, что Юра не работает над технологией. Что учить музыканта, который с детства играет на скрипке или фаготе, окончил Консерваторию!.. Главное – дать идею. И если перед тобой настоящий музыкант, и ты его увлек, он сам найдет верный прием. Всё в его образных высказываниях, в его показе, прикосновении к звуку уже дает идею. Её даже не нужно формулировать. А солистам Темирканов показывает так, как не сделает ни один актер. Это у него от Бога, такому научить невозможно. У него руки поют. Это завораживает, похоже на гипноз.
Таких дирижеров мало, но их и не должно быть много. Пушкиных тоже мало…
«Если бы я не стал музыкантом, то стал бы, вероятно, художником. Это было самое первое и, может быть, наиболее серьезное увлечение помимо музыки», – говорил Юрий Хатуевич в одном из интервью. Эта страсть к рисунку воплотилась в шаржах. Свой автошарж он подарил Евгению Владимировичу Колобову с подписью «Женечке, моему другу».