К 80-летию со дня рождения Жерара Мортье

 

Стремление к новому и реформам заложено в матрицу нашего театра его создателем Евгением Колобовым. Ведь именно это делает искусство оперы не экспонатом в музейной витрине, а живым и актуальным процессом. Мы решили рассказывать о людях, которые в разные годы меняли музыкальное искусство, оперный жанр и оперный театр, шли наперекор всему, но в итоге достигали многого. Один из наших первых героев – Жерар Мортье (1943–2014). 25 ноября исполняется 80 лет со дня его рождения. Он был удивительной личностью, человеком, вызывавшим бурю эмоций – от восторгов до ненависти. Реформатор, без которого современная опера не была бы той, какой мы видим сегодня.

Если подбирать одно слово, которое прочно связано с именем Жерара Мортье, то, скорее всего, это будет ВПЕРВЫЕ.

ВПЕРВЫЕ радикальным реформатором оперы стал не композитор, не дирижер, а ИНТЕНДАНТ. Жерар Мортье переосмыслил само понятие интендантства и роль интенданта в музыкальном театре. Неслучайно его ученики и последователи сегодня возглавляют главные оперные театры и музыкальные фестивали Европы.

Значение Жерара Мортье в развитии музыкального театра точно сформулировал Дмитрий Ренанский в статье «Герой оперы», цитаты из которой мы приводим по книге «Жерар Мортье. Драматургия страсти» (Санкт-Петербург, 2016).

ВПЕРВЫЕ столь бесстрашно была сломана и переделана вековая модель самого процесса подготовки оперной постановки. «Иерархия оперы столь же строга, сколь консервативен сам оперный жанр. Сначала композитор, потом – дирижер, ниже – певцы-солисты, еще ниже – сценограф, только потом – режиссер. Привычную табель о рангах Жерар Мортье переписал заново <...>, навсегда введя в число первых лиц музыкального театра режиссеров».

ВПЕРВЫЕ границы оперного жанра были так решительно раздвинуты и даже разрушены – в прямом и переносном смысле. Жерар Мортье вывел оперу за пределы традиционной итальянской коробки – в пространства заброшенных заводских площадей Рура. 

Но главное – это «обновление художественного языка через напряженный междисциплинарный диалог искусств». Мортье открыл оперную сцену для «носителей иных художественных генов: не только режиссеров драматического театра в диапазоне от Кристофа Марталера и Боба Уилсона до Кшиштофа Варликовского, но и священных чудовищ кино и архитектуры вроде Михаэля Ханеке или Захи Хадид и гуру современного искусства от Марины Абрамович до Ильи и Эмилии Кабаковых». 

«Эпоха реформации», запущенная Жераром Мортье, неминуемо привела к изменению восприятия оперного жанра. Мортье «привел в театры совершенно новую аудиторию, сумев предложить ей не только неожиданный художественный продукт, но и непривычную систему взаимоотношений между сценой и публикой».  

«Едва ли не главная заслуга Мортье – лишение оперного театра присущей ему элитарной герметичности, снобистской замкнутости: он привнес на музыкальную сцену энергию творческой свободы и открытости современной культуре во всем ее пестром многообразии».

«Иоланта» П.И. Чайковского (Королевский театр Мадрида, 2012)«Королева индейцев» Г. Пёрселла (Королевский театр Мадрида, 2013)«Завоевание Мексики» В. Рима (Королевский театр Мадрида, 2013)«Завоевание Мексики» В. Рима (Королевский театр Мадрида, 2013) «Идеальный американец» Ф. Гласса (Королевский театр Мадрида, 2013) «Идеальный американец» Ф. Гласса (Королевский театр Мадрида, 2013) «Идеальный американец» Ф. Гласса (Королевский театр Мадрида, 2013) «Идеальный американец» Ф. Гласса (Королевский театр Мадрида, 2013) «Идеальный американец» Ф. Гласса (Королевский театр Мадрида, 2013)«Дон Жуан» В.А. Моцарта (Королевский театр Мадрида, 2013)«Альцеста» К.В. Глюка (Королевский театр Мадрида, 2014)«Альцеста» К.В. Глюка (Королевский театр Мадрида, 2014)«Горбатая гора» Ч. Уоринена (Королевский театр Мадрида, 2014)«Тристан и Изольда» Р. Вагнера (Королевский театр Мадрида, 2014)«Тристан и Изольда» Р. Вагнера (Королевский театр Мадрида, 2014)«Тристан и Изольда» Р. Вагнера (Королевский театр Мадрида, 2014)

Фото из книги «Жерар Мортье. Драматургия страсти» (Санкт-Петербург, 2016)

Автор заглавной фотографии – Евгений Гурко

Подписаться на нашу рассылку

Контакты

Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Московский театр «Новая Опера» имени Е.В.Колобова»