Стремление к новому и реформам заложено в матрицу нашего театра его создателем Евгением Колобовым. Ведь именно это делает искусство оперы не экспонатом в музейной витрине, а живым и актуальным процессом. Мы решили рассказывать о людях, которые в разные годы меняли музыкальное искусство, оперный жанр и оперный театр, шли наперекор всему, но в итоге достигали многого. Один из наших первых героев – Жерар Мортье (1943–2014). 25 ноября исполняется 80 лет со дня его рождения. Он был удивительной личностью, человеком, вызывавшим бурю эмоций – от восторгов до ненависти. Реформатор, без которого современная опера не была бы той, какой мы видим сегодня.
Если подбирать одно слово, которое прочно связано с именем Жерара Мортье, то, скорее всего, это будет ВПЕРВЫЕ.
ВПЕРВЫЕ радикальным реформатором оперы стал не композитор, не дирижер, а ИНТЕНДАНТ. Жерар Мортье переосмыслил само понятие интендантства и роль интенданта в музыкальном театре. Неслучайно его ученики и последователи сегодня возглавляют главные оперные театры и музыкальные фестивали Европы.
Значение Жерара Мортье в развитии музыкального театра точно сформулировал Дмитрий Ренанский в статье «Герой оперы», цитаты из которой мы приводим по книге «Жерар Мортье. Драматургия страсти» (Санкт-Петербург, 2016).
ВПЕРВЫЕ столь бесстрашно была сломана и переделана вековая модель самого процесса подготовки оперной постановки. «Иерархия оперы столь же строга, сколь консервативен сам оперный жанр. Сначала композитор, потом – дирижер, ниже – певцы-солисты, еще ниже – сценограф, только потом – режиссер. Привычную табель о рангах Жерар Мортье переписал заново <...>, навсегда введя в число первых лиц музыкального театра режиссеров».
ВПЕРВЫЕ границы оперного жанра были так решительно раздвинуты и даже разрушены – в прямом и переносном смысле. Жерар Мортье вывел оперу за пределы традиционной итальянской коробки – в пространства заброшенных заводских площадей Рура.
Но главное – это «обновление художественного языка через напряженный междисциплинарный диалог искусств». Мортье открыл оперную сцену для «носителей иных художественных генов: не только режиссеров драматического театра в диапазоне от Кристофа Марталера и Боба Уилсона до Кшиштофа Варликовского, но и священных чудовищ кино и архитектуры вроде Михаэля Ханеке или Захи Хадид и гуру современного искусства от Марины Абрамович до Ильи и Эмилии Кабаковых».
«Эпоха реформации», запущенная Жераром Мортье, неминуемо привела к изменению восприятия оперного жанра. Мортье «привел в театры совершенно новую аудиторию, сумев предложить ей не только неожиданный художественный продукт, но и непривычную систему взаимоотношений между сценой и публикой».
«Едва ли не главная заслуга Мортье – лишение оперного театра присущей ему элитарной герметичности, снобистской замкнутости: он привнес на музыкальную сцену энергию творческой свободы и открытости современной культуре во всем ее пестром многообразии».
Фото из книги «Жерар Мортье. Драматургия страсти» (Санкт-Петербург, 2016)
Автор заглавной фотографии – Евгений Гурко