Опера в трех действиях
Музыкальный руководитель: Ян Латам-Кёниг
Дирижеры: Ян Латам-Кёниг, Валерий Крицков, Евгений Самойлов, Василий Валитов
Ассистент режиссера: Метте Хедегаард
Сценография и костюмы: Штеффен Аарфинг
Художник по свету: Еспер Консхау
Главный хормейстер-постановщик: Наталья Попович
Хормейстер: Юлия Сенюкова
Продолжительность 3 часа 40 минут (с двумя антрактами)
Премьера состоялась 29 февраля 2008
Рекомендовано зрителям старше 12 лет
Исполняется на немецком языке с русскими субтитрами
Впервые за последние 70 лет опера вновь поставлена на московской сцене. Сюжет легенды о загадочном рыцаре Святого Грааля Лоэнгрине одновременно романтический и пугающий. В судьбе Эльзы, несправедливо обвинённой в убийстве своего пропавшего брата, и страны, где царит хаос, решающую роль играет появление Лоэнгрина. Он спасает Эльзу и готов возглавить страну при одном условии – не спрашивать о его имени и прошлом. Девушка нарушает клятву, умоляя любимого назвать свое имя. Лоэнгрин раскрывает тайну, возвращая Эльзе брата, но покидает ее навсегда.
Для работы над оперой был приглашен один из ведущих европейских дирижеров, знаток вагнеровского стиля, неоднократно дирижировавший «Лоэнгрином» в разных театрах мира – маэстро Ян Латам-Кёниг:
Вагнер для меня был всегда особенным композитором, из-за уникальной музыкальной личности, которой он обладал. Возможно, никакой другой композитор XIX столетия не оказал такого влияния на музыку XX века, как Вагнер. «Лоэнгрин» – одна из опер Вагнера, которая представляет его как зрелого мастера. В ней Вы можете наблюдать очень яркое музыкальное развитие. Поразительная особенность оперы – то место, которое в ней занимают хоры. Это одна из самых богатых в плане хоров опера. В «Лоэнгрине» интересна не только музыкальная сторона, но и его философские и исторические аспекты. Представление сегодня на сцене Новой Оперы вагнеровского «Лоэнгрина» – значительное культурное событие.
Постановку «Лоэнгрина» осуществила творческая группа Датской Королевской Оперы, за плечами которых успешное воплощение вагнеровской тетралогии «Кольцо нибелунга» на сцене Датской Королевской Оперы (2003–2006 гг.).
Пресса
Представление «Лоэнгрина» на сцене Новой Оперы подтвердило актуальность и психологическую конгруэнтность (согласованность) режиссерского прочтения первоисточнику, изумительную проработанность материала струнными и деревянными духовыми группами оркестра, отдельными выдающимися вокальными и актерскими работами солистов и фантастической работой хора.
Александр Курмачёв,
ClassicalMusicNews.ru
2 октября 2014
В 2008 году на сцене Новой Оперы в Москве поставили «Лоэнгрина», и до сих пор этот спектакль остается лучшей вагнеровской постановкой, которую можно увидеть и услышать в столице.
Александр Курмачёв,
OperaNews
29 декабря 2014
Сам факт постановки вагнеровского «Лоэнгрина» в Новой опере несет в себе заряд сенсационности: Вагнер – редкий гость на московской оперной сцене.
Монументально-архитектурная сценография Штеффена Аарфинга в сочетании с его же костюмами и «говорящим» светом Еспера Консхау создают фантастический мир условно атрибутируемой «средневековости». Земля ли это? Или параллельный мир? Зато Лоэнгрин – абсолютно внятен: он – наш современник, политик, удачливый бизнесмен... При этом он отнюдь не обременен рефлексией и всевозможными табу, как персонажи романа Стругацких «Трудно быть богом». Напротив, он пришел в прошлое, чтобы обстряпать свои дела.
...И все-таки главная заслуга спектакля – в том, что музыка в нем правит бал.
Екатерина Кретова,
«Московский Комсомолец»
3 марта 2008
Датчане-постановщики выдали не худший образец европейского стиля, сыграв на том, что у Вагнера Лоэнгрин – посланец иного мира. Все в шкурах и латах, а Лоэнгрин – в пиджаке и с часами на руке, он делает предвыборные жесты и вообще подлец. У Вагнера герой – небесный рыцарь чистой воды, а земная Эльза ему не сумела всецело поверить. Режиссер встает на сторону Эльзы: действительно, как верить пришельцу, не желающему назвать даже своего имени. Снижение оригинала дает режиссеру возможность выразить себя, вставляя гэги поперек либретто и музыки, причем часть публики именно это и забавляет.
Энергичный и собранный, не нуждающийся в лишних жестах Латам-Кёниг точно собирает спектакль в целое: оркестр может звучать то прозрачно, то громоподобно, но певцы всегда находятся с ним в балансе. Умело выстроенные камерные сцены сменяются развитыми хорами и грандиозными сценами ритуалов, в которых мощная духовая «банда» потрясает трубными звуками весь театр.
Пётр Поспелов,
«Ведомости»
6 марта 2008
Режиссер просто вывернул вагнеровский миф наизнанку. Лоэнгрин действительно приходит из другого мира, но это мир антиутопии.
И противостояние его с Ортрудой и Тельрамундом – отнюдь не схватка добра со злом, а просто борьба за власть. Только и всего.А как же музыка? Ведь в ней, казалось бы, очень ясно прописано, где добро, а где зло. Но режиссер недаром (о чем говорили на пресс-конференции) знает наизусть каждый такт партитуры. Он умеет сделать музыку своей союзницей. И «тема Грааля» в спектакле соотносится, скорее, с тем рыцарем, что является Эльзе в грезах. А этот мистер Лоэнгрин ее просто легко присваивает. Не случайно, кстати, в момент его появления у Эльзы завязаны глаза. Повязку позже снимает сам Лоэнгрин, и Эльза поначалу отпрянет: слишком разительно несоответствие. Но ведь, в конце концов он спас ей жизнь, и Эльза пытается убедить себя, что это и есть герой ее мечты. И спектакль в итоге оказывается о том, к чему приводит самообман, когда желаемое выдается за действительное. Эльза здесь – единственный субъект драмы, драмы утраченных иллюзий.
Дмитрий Морозов,
«Культура»
13 марта 2008
Хорош ли спектакль? До невероятности! Оркестр, ведомый на премьере Яном Латамом-Кёнигом, играл так, будто поставил целью восполнить эмоциональную пустоту «пятилеток без Вагнера». Музыка вообще не нуждается в оправдании. Солисты «Новой» Наталья Креслина (Эльза),Анджей Белецкий (фон Тельрамунд),Елена Поповская (Ортруда, жена Фридриха) восхитительны без малейшего к ним пристрастия. Не только вокально, но и артистически умело и твердо ведут «названные лица» свои роли. Правда, рисунок их партий прочерчен режиссером умело и – главное! – оправданно.
Евгений Маликов,
«Литературная газета»
12 марта 2008
В составе исполнителей возможны изменения