А.П. Бородин

«Князь Игорь»

«Князь Игорь»

Опера в двух действиях


Музыкальный руководитель: Евгений Самойлов

Дирижеры: Евгений Самойлов, Василий Валитов, Ян Латам-Кёниг, Андрей Лебедев, Антон Торбеев , Андрей Петренко

Режиссер: Юрий Александров

Сценография и костюмы: Вячеслав Окунев

Главный хормейстер-постановщик: Наталья Попович

Хормейстер: Юлия Сенюкова

Художник по свету: Ирина Вторникова


Продолжительность 3 часа 10 минут (с одним антрактом)


Премьера состоялась 16 апреля 2011

Рекомендовано зрителям старше 12 лет



Скидка 20% при покупке от трех билетов в одном заказе
на спектакль 11 июня

10 июня в 18:15 – беседа перед спектаклем


Постановка «Князя Игоря» в Новой Опере основана на версии Глазунова – Римского-Корсакова в редакции постановщика, лауреа­та «Золотой Маски» Юрия Александрова. Актуализируя мысли и идеи, заложенные в «Слове о полку Игореве» и в некоторой степени скрытые за прекрасной музыкой Бородина, режиссер расставляет новые акценты.

Интерпретация событий почти 1000-летней давности, наполненная современными аллюзиями, контрастным противопоставлением красно-кирпичной Руси и бархатно-золотого Востока, лихим разгулом народных сцен – спектакль «Князь Игорь» со дня премьеры до сих пор жарко обсуждается в прессе и среди любителей музыки. 

В спектакле изменена традиционная последовательность некоторых сцен, в частности, увертюра звучит после пролога, а хор поселян – в финале оперы. Неоднозначно трактуется образ Игоря – не то радетеля народа, не то безрассудного полководца. Неожиданный символический финал – хор поселян на погосте – звучит словно реквием. 

Ю. Александров, режиссер:

Работа над этим сочинением заставила меня задуматься о том, что происходит в России, какова ее историческая роль, какая она сейчас и какая будет завтра. Спектакль в Новой Опере – это быль, правда, то, что я вижу вокруг себя.

Важная составляющая моего замысла – воспевание человеческой доблести. Персонаж, который ее олицетворяет, – это Ярославна – нравственный столп, женщина, которая вынесет на себе всю людскую боль, если надо, даже возглавит государство. Она – символ преданности нашей стране. Если Игорь запутался в жизни, пренебрег божьими законами, людским мнением, то все ценные и редкие человеческие качества сосредоточены в Ярославне. Игорь – страдалец, в страдании искупающий свой грех. Это одна из самых важных идей постановки.
Мы разучились раскаиваться и признавать свои ошибки. Мне кажется, что вера – то немногое, что может остановить нас на краю духовной и нравственной пропасти. Эта опера про свет, который есть в каждом человеке, и который должен обязательно проявиться. Поэтому самая тихая и прекрасная музыка венчает финал нашего спектакля – хор поселян.

В. Окунев, художник:

В сценографии I действия главными пятнами являются кирпичные строения. Для меня цвет красного кирпича – цвет запекшейся крови, это разваливающиеся кирпичные храмы в центральной полосе России, которые белились, но сейчас стоят красные, выщербленные. Красный кирпич – это Кремль, это огромное количество домов на окраинах многих российских городов. Это цвет, вызывающий у меня тревогу, ассоциации, связанные исключительно с русским отношением к культуре. Это мое эмоциональное ощущение материала, думаю, зритель должен это почувствовать и прочитать.

 

Подробнее о постановке – в газете «Вешалка», ноябрь 2013

 

Кончаковна — Юлия Меннибаева. 21.09.2018. Фото — Д. КочетковКончаковна — Юлия Меннибаева, Владимир Игоревич — Дмитрий Бобров. 21.09.2018. Фото — Д. КочетковПоловецкая девушка — Джульетта Аванесян. 21.09.2018. Фото — Д. КочетковИгорь Святославич — Сергей Мурзаев, Кончак — Отар Кунчулиа. 11.10.2017. Фото — Д. КочетковКончак — Отар Кунчулиа. 11.10.2017. Фото — Д. КочетковИгорь Святославич — Сергей Мурзаев. 11.10.2017. Фото — Д. КочетковЯрославна — Ирина Морева, Няня — Екатерина Кичигина. 07.08.2017. Фото — Д. КочетковЯрославна — Ирина Морева, Князь Галицкий — Евгений Ставинский. 07.08.2017. Фото — Д. КочетковИгорь Святославич — Алексей Антонов, Ярославна — Ирина Морева. 07.08.2017. Фото — Д. КочетковИгорь Святославич — Алексей Антонов, Князь Галицкий — Евгений Ставинский. 07.08.2017. Фото — Д. КочетковВладимир Игоревич — Георгий Васильев, Кончаковна — Александра Саульская-Шулятьева. 15.04.2016. Фото — Д. КочетковВладимир Игоревич — Георгий Васильев. 15.04.2016. Фото — Д. КочетковКончаковна — Александра Саульская-Шулятьева, Овлур — Марат Гареев. Фото — Даниил КочетковКончаковна — Агунда Кулаева, Владимир Игоревич — Алексей Татаринцев. 13.02.2013. Фото — В. ФеникГалицкий — Евгений Ставинский. Фото — Даниил КочетковИгорь Святославич — Сергей Артамонов. Фото — Д. КочетковЯрославна — Елена Поповская. Фото — Даниил КочетковВладимир Игоревич — Алексей Татаринцев. Фото — Даниил КочетковХан Кончак — Владимир Кудашев. Фото — Даниил КочетковГалицкий — Сергей Тарасов, Ярославна — Елена Поповская. Фото — Даниил КочетковКнязь Игорь — Анджей Белецкий, Кончак — Андрей Фетисов. Фото — Даниил КочетковКнязь Игорь — Анджей Белецкий, Ярославна — Галина Бадиковская. Фото — Даниил КочетковЯрославна — Елена Поповская. Фото — Даниил КочетковФинальная сцена. Фото — Даниил Кочетков

Пресса

Любовь и война, чувство и долг, совесть и власть, душа и сила, – все смешалось в опере «Князь Игорь». В результате получилось произведение, не только наполненное глубоким внутренним драматизмом, но и пропитанное живыми, настоящими эмоциями. Возможно, такие сочинения – одна из наиболее удобных возможностей как можно скорее понять, кто же он такой – русский человек.

Ольга Пурчинская,
«ArtРеприза»
6 мая 2017

Несмотря на то, что с концепцией этой постановки согласны далеко не все, зрители охотно приходят ее смотреть и второй, и третий, и пятый раз, да и артистам играть и петь в этом спектакле явно нравится. Премьера оперы состоялась уже достаточно давно – 16 апреля 2011 года, а 23 августа был уже 60-й спектакль! <...> Конечно, прежде всего спектакль живет благодаря замечательным певцам и артистам, великолепному хору и прекрасному оркестру! <...> Главное в опере – это певцы. Особенно, когда они создают такие разные, но убедительные образы.

Александр Шварценштейн,
«Голос публики»
 28 августа 2016

Опера завершается не триумфом, а элегическим хором а capella, скорбящим о поражении Игоря. Таким образом, режиссер выводит на первый план благородство и мужество князя, не делая из него явного антигероя. <…> Оркестр под вдохновенным руководством Яна Латама-Кёнига – выдающийся, с ослепительной и динамичной энергетикой, под стать ошеломляющему, убийственному для глаз зрелищу.

The Times
3 апреля 2014

Постановка Александрова традиционна, как бы вы ни трактовали это слово. Хор большую часть времени был статичен, а солисты применяли технику «park and bark» («стой на месте и смотри на зрителя»),если не считать акробатических этюдов Владимира и Кончаковны в дуэте второго акта. Как бы то ни было, отсутствие безумной режиссуры позволяет сосредоточиться на пении, и тут Новая Опера не разочаровала. Насколько же прекрасно услышать русский хор в полную мощь, когда басы заставляют вибрировать подземные глубины!

Mark Pullinger,
Bachtrack
2 апреля 2014

Можно говорить, что постановка идеологически наивна в своем нежелании погружаться в глубинный смысл славянского текста, но в самом спектакле есть подкупающая честность, и вкупе с убедительностью исполнителей я нахожу эту честность пленительной. <…> Сергей Артамонов (Князь Игорь),похожий на Иоанна Крестителя, излучал тревожное благородство, а Елена Поповская роскошно стенала в Плаче Ярославны.

Rupert Christiansen, The Telegraph
2 апреля 2014

Русская опера гордится своими традициями, и именно благодаря им в музыкальном и вокальном отношении спектакль получился добротным; но, даже несмотря на это, постановка Александрова в оформлении художника Вячеслава Окунева остается диковинным зрелищем, временами производящим непреднамеренный комический эффект.

The Guardian
2 апреля 2014

Слаженно работающий хор Новой Оперы, обладающий прекрасной интонацией, звучанием напомнил православные церковные хоры.

Оркестр театра Новая Опера под руководством дирижера Яна Латама-Кёнига ярко подчеркнул драматические события, постоянную смену эмоциональных нюансов и стремительность танцевальных ритмов.

Ury Eppstein,
The Jerusalem Post
2 октября 2013

 В составе исполнителей возможны изменения

Исполнители:

Ближайшие даты:

2025 10Июня
А.П. Бородин

«Князь Игорь»

Опера в двух действияхНачало в 19:00Состав исполнителей
2025 11Июня
А.П. Бородин

«Князь Игорь»

Опера в двух действияхНачало в 19:00Состав исполнителей
2026 15Июня
А.П. Бородин

«Князь Игорь»

Опера в двух действияхНачало в 19:00Состав исполнителей
2026 16Июня
А.П. Бородин

«Князь Игорь»

Опера в двух действияхНачало в 19:00Состав исполнителей

Подписаться на нашу рассылку

Контакты

Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Московский театр «Новая Опера» имени Е.В.Колобова»