Музыкальная драма в двух частях
Музыкальный руководитель: Дмитрий Волосников
Дирижеры: Дмитрий Волосников, Валерий Крицков
Режиссер: Валерий Белякович
Сценография: Эдуард Кочергин
Костюмы: Инна Габай
Художник по свету: Глеб Фильштинский
Главный хормейстер-постановщик: Наталья Попович
Продолжительность 2 часа 40 минут (с одним антрактом)
Премьера состоялась 20 сентября 1998
Рекомендовано зрителям старше 12 лет
О Годунове и Лжедмитрии сказанье,
И летопись о смутных временах…
Музыкальным открытием стала премьера оперы «Борис Годунов» – первая редакция оперы М.П. Мусоргского, отвергнутая 130 лет назад оперным комитетом. Все подлинное должно вернуться к зрителям, и театр возвращает не только первоначальный, созданный Мусоргским на одном дыхании вариант оперы, но и факты истории Смутного времени, которые послужили основой трагедии А.С. Пушкина. Герои – не исполненные величия царь и бояре, а люди с трагической судьбой, попавшие в круговорот истории. Стилистика спектакля строга, выдержанна, образна и театральна.
Пресса
Постановка Беляковича оказалась достаточно любопытной, но, пожалуй, все-таки несколько мрачноватой. <...> Хор Новой Оперы звучал то жалобно, то грозно, это впечатляло. Меж тем, вслед за хором на сцене появился думный дьяк Щелкалов в добротном исполнении Артёма Гарнова. <...> Георгий Васильев пел свою партию очень внятно, выразительно и ярко. <...> В партии Варлаама очень удачно выступил Сергей Артамонов. Звук у него был просто исключительно хорош! Огромнейшего объема, исключительной яркости и наполненности, такого я еще не слышал! И играл он очень эффектно, артистично, но при этом с чувством меры и со вкусом. <...> Голос Владимира Кудашева звучал так, как надо – сочно, широко, ярко, обертонисто и с массой динамических оттенков. <...> Трагедия мук совести царя Бориса тронула всех зрителей. Они долго аплодировали и Кудашеву, и всем остальным артистам.
Schwarzenstein,
ClassicalForum.ru
18 марта 2013
Постановка Валерия Беляковича идеально воплощает замысел Мусоргского, акцентируя внимание на образе главного героя. Зрелищная сторона оперы сведена к минимуму, и это ощутимое отсутствие режиссерского «я» воспринимается как жест глубочайшего доверия к слушателю, композитору и его творению. Тем большая ответственность ложится на плечи солистов, хора, оркестра.
Виктория Незнанских,
Тюменские известия, №139 (5347)
12 августа 2011
С точки зрения драматургии «Борис Годунов» сделан традиционно. Здесь нет ни авангарда, ни веяний современной экспериментальной школы режиссуры. Любой, даже не знакомый с произведением Пушкина человек сможет уловить содержание. Тем не менее, назвать представление незрелищным не возможно. Здесь и массовка, и хор, и живой оркестр, причем спектакль, хорошо адаптирован к открытому пространству и воспринимается в буквальном смысле реально.
Радио «Classica.FM»
16 июня 2009
В спектакле... политики нет... есть скорее политика души, ибо все персонажи выглядят, в первую очередь, людьми, не лишенными слабости телесной и духовной.
Газета «Вечерняя Москва»
27 ноября 1998
Авторы спектакля сделали невозможное. Тесное сценическое пространство они развернули в мощное историческое полотно, скупыми мазками добившись ощущения, соразмерного тому, что мы переживали в великом Эйзенштейновском «Иване Грозном».
Газета «Известия»
30 октября 1998
Хор Новой Оперы – главная отрада столичных меломанов – все чаще превращается из фона и контекста в главного героя спектакля… Да, этот народ не безмолвствует и не стоит скорбно или ликующе в просветах между кочергинскими сводами. Он мечется, бушует, молит, скорбит, страдает, отпускает шутки, комментирует – словом, живет.
Газета «Вечерняя Москва»
25 сентября 1998
В составе исполнителей возможны изменения