М.И. Глинка

«Жизнь за царя»

«Жизнь за царя»

Опера в концертном исполнении


Музыкальный руководитель и дирижер: Андрей Лебедев

Режиссер: Алексей Вэйро

Видеоряд: Дарья Синцова

Хормейстер: Юлия Сенюкова


Продолжительность 3 часа 30 минут (с двумя антрактами)


Премьера состоялась 29 августа 2018

Рекомендовано зрителям старше 12 лет


«Жизнь за царя» – первое произведение Глинки в оперном жанре. До Глинки подвиг костромского крестьянина, вотчинного старосты Ивана Сусанина, не выдавшего под пытками местонахождение молодого царя Михаила Романова, в оперном жанре отразил Катерино Кавос («Иван Сусанин», 1815). Однако именно выдаю­щее­ся во всех отношениях (музыкальный язык, драматургия, идеальное равновесие целого и деталей) сочинение Глинки по праву считают первой русской классической оперой.

В «Жизни за царя» ощутимо влия­ние герои­ческих ораторий Генделя, опер современников (особенно итальянских мастеров бельканто). Однако все эти влия­ния соединились, стали гранями неповторимого стиля Глинки. «Жизнь за царя» – русская по духу опера, в которой простые люди впервые представлены как настоя­щие герои, а их речь наполнена русскими песенными интонация­ми. «По-русски» звучат партии Сусанина, Антониды, Вани, а грандиозный финальный хор «Славься» превратился в неофициальный гимн нашей страны. Контрастом «русским» образам стала блестящая сюита европейских танцев: полонез, краковяк, вальс и мазурка. Сопоставление песенности и танцевальности – контрастных образных сфер, характеризую­щих русских и поляков, – поистине гениальная находка композитора!

В советское время в судьбу оперы вмешалась идеология. В постановке Большого театра 1939 года основной акцент делался на подвиг во имя Родины, а поиски поляками царя превратились в поиски Минина. Новое название – «Иван Сусанин» – адресовало, тем не менее, к черновому варианту Глинки. Новое либретто (превосходное в чисто литературном отношении!) создал поэт Сергей Городецкий. Одно из оправданий переделки сюжета – как раз поэтические недостатки либретто барона Розена. Однако в результате на сцене, фактически, шла другая опера с той же музыкой.

Вполне естественно, что с конца 1980-х годов опера звучит в первоначальном виде. Однако «Жизнь за царя» – редкий гость на оперной сцене: среди причин – масштабность сочинения и исключительная трудность вокальных партий.

Новая Опера представила премьеру полуконцертной (semi-stage) версии в год 
100-летия со дня казни последнего русского царя.

В спектакле используются эскизы Дарьи Синцовой к опере «Жизнь за царя» М.И. Глинки.

 

Подробнее – в газете «Вешалка», август-сентябрь 2018

 

Крещенский фестиваль–2019. Ваня — Маргарита Некрасова, Антонида — Эльвира Хохлова, Богдан Собинин — Дмитрий Бобров, Русский воин — Борис Жуков. 15.01.2019. Фото — Даниил КочетковКрещенский фестиваль–2019. Хоровая сцена. 15.01.2019. Фото — Д. КочетковКрещенский фестиваль–2019. Антонида — Эльвира Хохлова, Иван Сусанин — Владимир Кудашев, Богдан Собинин — Дмитрий Бобров. 15.01.2019. Фото — Д. КочетковВаня — Александра Саульская-Шулятьева. 01.10.2018. Фото — Д. КочетковБогдан Собинин — Александр Богданов. 01.10.2018. Фото — Д. КочетковСцена из спектакля. 01.10.2018. Фото — Д. КочетковИван Сусанин — Владимир Кудашев. 01.10.2018. Фото — Д. КочетковНачальник польского отряда — Отар Кунчулиа. 01.10.2018. Фото — Д. КочетковАнтонида — Ирина Костина. 01.10.2018. Фото — Д. КочетковАнтонида — Ирина Боженко. 29.08.2018. Фото — Д. КочетковПольский гонец — Александр Попов. 29.08.2018.Фото — Д. КочетковИван Сусанин — Евгений Ставинский, Ваня — Юлия Меннибаева. 29.08.2018. Фото — Д. КочетковБогдан Собинин — Алексей Татаринцев, Антонида — Ирина Боженко. 29.08.2018. Фото — Д. КочетковИван Сусанин — Евгений Ставинский 29.08.2018. Фото — Д. Кочетков

Подписаться на нашу рассылку

Контакты

Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Московский театр «Новая Опера» имени Е.В.Колобова»