Опера в концертном исполнении
Музыкальный руководитель и дирижер: Андрей Лебедев
Режиссер: Алексей Вэйро
Видеоряд: Дарья Синцова
Хормейстер: Юлия Сенюкова
Продолжительность 3 часа 30 минут (с двумя антрактами)
Премьера состоялась 29 августа 2018
Рекомендовано зрителям старше 12 лет
«Жизнь за царя» – первое произведение Глинки в оперном жанре. До Глинки подвиг костромского крестьянина, вотчинного старосты Ивана Сусанина, не выдавшего под пытками местонахождение молодого царя Михаила Романова, в оперном жанре отразил Катерино Кавос («Иван Сусанин», 1815). Однако именно выдающееся во всех отношениях (музыкальный язык, драматургия, идеальное равновесие целого и деталей) сочинение Глинки по праву считают первой русской классической оперой.
В «Жизни за царя» ощутимо влияние героических ораторий Генделя, опер современников (особенно итальянских мастеров бельканто). Однако все эти влияния соединились, стали гранями неповторимого стиля Глинки. «Жизнь за царя» – русская по духу опера, в которой простые люди впервые представлены как настоящие герои, а их речь наполнена русскими песенными интонациями. «По-русски» звучат партии Сусанина, Антониды, Вани, а грандиозный финальный хор «Славься» превратился в неофициальный гимн нашей страны. Контрастом «русским» образам стала блестящая сюита европейских танцев: полонез, краковяк, вальс и мазурка. Сопоставление песенности и танцевальности – контрастных образных сфер, характеризующих русских и поляков, – поистине гениальная находка композитора!
В советское время в судьбу оперы вмешалась идеология. В постановке Большого театра 1939 года основной акцент делался на подвиг во имя Родины, а поиски поляками царя превратились в поиски Минина. Новое название – «Иван Сусанин» – адресовало, тем не менее, к черновому варианту Глинки. Новое либретто (превосходное в чисто литературном отношении!) создал поэт Сергей Городецкий. Одно из оправданий переделки сюжета – как раз поэтические недостатки либретто барона Розена. Однако в результате на сцене, фактически, шла другая опера с той же музыкой.
Вполне естественно, что с конца 1980-х годов опера звучит в первоначальном виде. Однако «Жизнь за царя» – редкий гость на оперной сцене: среди причин – масштабность сочинения и исключительная трудность вокальных партий.
Новая Опера представила премьеру полуконцертной (semi-stage) версии в год
100-летия со дня казни последнего русского царя.
В спектакле используются эскизы Дарьи Синцовой к опере «Жизнь за царя» М.И. Глинки.
Подробнее – в газете «Вешалка», август-сентябрь 2018