Опера в концертном исполнении
Музыкальный руководитель и дирижер: Клеман Нонсьё
Режиссер: Евгений Писарев
Драматург: Сергей Плотов
Художник по свету: Майя Шавдатуашвили
Хормейстер: Юлия Сенюкова
Продолжительность 2 часа (без антракта)
Рекомендовано зрителям старше 12 лет
![]() |
Скидка 20% при покупке от трех билетов
на концертное исполнение 15 июля
15 июля в 17:15 – беседа перед концертным исполнением оперы
ПРЕМЬЕРА
К 220-летию со дня рождения Адольфа Адана (1803–1856)
Нам главное – начать, а там пойдет само.
И мы начнем! В деревне Лонжюмо…
Именно эти строки откроют «Почтальона из Лонжюмо» А. Адана в Новой Опере. По сюжету и форме (чередование музыки с разговорными диалогами) сочинение наследует традиции классической opéra-comique. Но специально для концертного исполнения в нашем театре драматург Сергей Плотов написал стихи на русском языке, которые остроумно заменят разговорные диалоги. Таким забавным, ироничным комментарием режиссер Евгений Писарев усиливает театральность произведения.
В основе сюжета – нелепая история о почтальоне Шаплу, который обладает прекрасным голосом. После свадьбы с трактирщицей Мадлен он тут же уезжает в Париж по приглашению директора театра маркиза де Корси, услышавшего, как Шаплу великолепно поет. Прошло десять лет, Шаплу стал солистом Парижской оперы Сен-Фаром, Мадлен получила наследство от тетушки и теперь называет себя мадам де Латур. Воспользовавшись симпатией того же маркиза, она приглашает оперных звезд в свой дом. Сен-Фар не узнает супругу при встрече, в отличие от мадам де Латур, которая не только узнает, но и решает проучить своего легкомысленного мужа.
Примечательно, что почтальон здесь – не тот, кто доставляет письма. Почтовая станция была местом, где проезжающие отдыхали и меняли лошадей, а почтальон перевозил пассажиров. Но уже в 1837, через год после премьеры оперы Адана, в Париж прибыл первый поезд, а значит композитор смог запечатлеть уходящую профессию.
Музыкальный руководитель и дирижер Клеман Нонсьё подчеркивает, что опера «Почтальон из Лонжюмо» – зеркало исчезнувшего, но актуальным в этом случае становится стилистическая работа с музыкой. Маэстро впервые станет музыкальным руководителем оперной постановки в России.
Адольф Адан относится к удивительному «поколению дарований» начала XIX века: Виктор Гюго, Гектор Берлиоз, Александр Дюма-отец, Проспер Мериме, Жорж Санд. В музыкальной истории Адан остался, прежде всего, как автор балета «Жизель», но при жизни композитора были популярны и многие другие его сочинения, в том числе опера «Почтальон из Лонжюмо». К концу XIX века она была поставлена более 500 раз в Париже, более 800 раз в Берлине, исполнялась в Вене, Лейпциге, Праге, Риге (здесь ей дирижировал молодой Рихард Вагнер).
В России «Почтальон из Лонжюмо» не столь известен. В Петербурге эта опера прозвучала в 1837 году силами немецкой труппы (спустя год после премьеры в парижском театре Опера-Комик, 1836), в Москве – в 1839 (Большой театр). В XX веке спектакль шел в Куйбышевском театре оперы и балета.
«Почтальон из Лонжюмо» – бенефис тенора, главный герой Шаплу почти все время находится на сцене. Его «коронный номер» – рондо почтальона с высочайшим ре второй октавы, именно поэтому партию называют экзаменом для тенора.