Ф. Уайлдхорн

«Пётр I»

«Пётр I»

Спектакль Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии


Мюзикл в двух действиях

______________________________

Режиссер-постановщик: Юрий Александров

Музыкальный руководитель и дирижер: Алексей Нефёдов

Либретто: Константин Рубинский

Сценография: Вячеслав Окунев

Балетмейстер: Надежда Калинина


Продолжительность 3 часа (с одним антрактом)


Премьера состоялась 2 декабря 2022

Рекомендовано зрителям старше 16 лет


Постановка, задуманная несколько лет назад, была приурочена к 350-летию
со дня рождения Петра I, которое отмечалось в России в 2022 году.

Каким был этот гениальный реформатор, какие события и факты личной биографии повлияли на его судьбоносные для страны решения – эти и другие вопросы поднимает театр в своем произведении, адресуя его самому широкому кругу зрителей.  

Авторы мюзикла – один из самых именитых американских композиторов XXI века Фрэнк Уайлдхорн и известный российский драматург Константин Рубинский – постарались передать в своем сочинении масштаб личности Петра. При этом им удалось показать сложность и противоречивость характера русского императора, лишив его фигуру всякой идеализации и избегая однобокости в оценках его деятельности, чем зачастую страдают те немногие произведения о жизни Петра Первого, которые в разные годы появлялись на мировых музыкальных подмостках. 

На сцену выходит не «медный всадник» – монументальная и обремененная многочисленными историческими концепциями политическая фигура, а земной человек, с его мечтами и сомнениями, любовью и устремленностью в будущее. Жизненный путь Петра Первого авторы прослеживают от 10-летнего возраста, когда он стал царем, и до основания одного из самых прекрасных городов мира, на много лет ставшего столицей России – Санкт-Петербурга. 


Награды:
 

  • Творческая группа спектакля отмечена Премией Правительства Санкт-Петербурга в области культуры и искусства за 2022 год в номинации
    «За выдающиеся заслуги в области музыкально-сценического искусства».
  • Спектакль – лауреат Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» в номинации «Лучший спектакль в оперетте/мюзикле», исполнительница роли Софьи Агата Вавилова – лауреат в номинации «Лучшая женская роль в оперетте и мюзикле», сценограф Вячеслав Окунев – лауреат в номинации «Лучшая работа художника в музыкальном театре». 
  • Исполнитель роли Досифея Александр Суханов – лауреат Российской национальной театральной премии «Золотая Маска» в номинации «Оперетта-мюзикл/Лучшая роль второго плана»

 

Автор фото – Мария КовалеваАвтор фото – Мария КовалеваАвтор фото – Мария КовалеваАвтор фото – Мария КовалеваАвтор фото – Мария КовалеваАвтор фото – Мария КовалеваАвтор фото – Мария КовалеваАвтор фото – Мария КовалеваАвтор фото – Мария Ковалева

Пресса:

Работа над проектом началась несколько лет назад и объединила композитора с российским либреттистом Константином Рубинским. В результате свет увидела легенда об императоре. Так говорит сам Рубинский и уточняет: «Важно не сравнивать мюзикл с реальной биографией».

Богатейшая на события и свершения жизнь Петра I используется создателями на все сто. Помимо восстания стрельцов, зрители увидят катастрофическое наводнение в Петербурге, коронацию в Успенском соборе, поездку царя в Европу с балами и коммерческими торгами, возведение новой столицы и даже дебаты в боярской Думе, а также Полтавскую битву.

В постановке удачно объединены видеопроекции на поверхности, картинки на экранах и натуральные декорации. Последние отличаются масштабом и редким качеством и функциональностью: царский трон кажется незыблемым, корабельный нос норовит раздавить массовку, пушка очень натурально палит на сцену, а в сцене битвы под Полтавой для публики устраивается форменное огненное шоу. И костюмы: они выглядят роскошно, особенно женские.

Иван Ожогин чудо как хорош в заглавной роли. Рост, стать, само собой голос – многочисленные поклонницы записывали номера своего кумира на видео, презрев любые запреты администрации. Рисунок роли Петра I был прописан экстатически. Если любовный дуэт, то до сотрясения воздуха. Если безумие, то до таких корчей на полу, что пришлось опасаться – не поранился бы артист. А в финале, ставшем апофеозом городу на Неве, экстаз был уже всеобщим. В нем пребывали и зрители, и артисты. Хотя, признаться, услышать из уст императора здравицу в честь не только Санкт-Петербурга, но и Петрограда и даже Ленинграда (!) было очень неожиданно. Но претензий здесь быть не может: «Петр I», несомненно, большой стиль –  когда возможно почти все.

Евгений Хакназаров
Культура

 

Очень любопытно на контрасте показаны два города: Москва и Петербург. Первопрестольная для Петра – олицетворение смуты, тисков, духоты, и, напротив, новый город – это символ надежды будущего императора, недаром в спектакле есть строки «Прости меня, Москва, мне душно здесь. Другой простор на свете есть». И правда, новый город, пусть на костях, пусть через огромную жертву для жителей страны, пусть ценой невероятных затрат, но появится на карте России. Санкт-Петербургу посвящено в мюзикле две песни – одна, полная оптимизма и стремления, которую Пётр исполняет в расцвете своих лет на пороге «великой стройки», и вторая, она идет как бы вне мюзикла, заканчивая спектакль – «Петербург, Петроград, Ленинград, Санкт-Петербург» венчает спектакль. С большой любовью к городу создатели проекта подошли к этим ариям, отдавая дань наследию Петра Великого.

Спектакль-легенда о жизни одного из самых противоречивых правителей России старается вместе с главным героем заглянуть за горизонт, понять сколько можно провернуть за одну человеческую жизнь. Величие Петра, его вклад в историю настолько необъятен, что показать в полной мере каждую реформу не представляется возможным в трехчасовом формате. Тем не менее Пётр Первый как герой страны, герой Санкт-Петербурга в представленном образе – большой комплимент и подарок городу.  Фразу «если бы его не существовало, его следовало бы придумать», как нельзя лучше можно отнести к этому спектаклю.

Яна Квятковская
MUSECUBE.ORG

 

Сценограф спектакля Вячеслав Окунев создал универсальную визуальную схему оформления спектакля, основанную на сочетании нескольких подвижных вертикалей и горизонталей. Они могут формировать трехпросветные интерьеры храмов и палат, тюрем и подземелий, а могут раздвигаться, раскрывая перед зрительным залом панорамы болотистых берегов, полей Полтавы (зрелищно картина «Полтава», как и другие картины, буквально покоряет зал не без помощи художника по свету Дениса Солнцева) или невских лесных топей. Условный петровский флот представлен на сцене всего лишь… носовой частью одного единственного корабля. Но он здесь не реалия, а тоже символ движения вперед, устремления к неведомым и желанным берегам и целям.

Спектакль динамичен: картины и музыкальные номера, длящиеся не более пяти минут, стремительно сменяют друг друга. Этот бешеный темп (при трехчасовой длительности мюзикла!), вероятно, дорого дается артистам и маэстро Алексею Нефедову, руководящему оркестром. Но замедлись где-то действие хоть на четверть минуты и, кажется, магическая власть зрительного и звукового потока, идущего со сцены, может безвозвратно нарушиться, сломать целостность спектакля... Все рассчитано верно: на финальном номере, посвященном Петербургу, в зале смахивают слезы и встают. Так что «датские» опасения оказались напрасны: патриотизм и любовь к собственной истории не требуют искусственного возбуждения. Они есть в каждом, и их запросто пробуждает искусство.

Екатерина Омецинская
Аргументы недели. Санкт-Петербург

 

Музкомедия выпустила спектакль-праздник. Не в смысле «легковесное зрелище» и не в смысле «для отдыха». Спектакль завораживающе красивый и завораживающе же реальный, при этом полный настоящей театральной магии, когда дух захватывает равно от работы артистов и от перемены декораций. Сценограф Вячеслав Окунев и художники-аниматоры Анастасия Андреева и Ксения Калинина создали чудо.

В видеопроекциях – убедительных, ярких, детальных, с огромным вкусом и даже тактом сделанных – нет ничего эфемерного. И все же они по смыслу отделены от материальных декораций: ботика Петра, креста в келье Евдокии Лопухиной, а еще – пушки и снарядов Полтавской битвы. Вещи появляются только на границе миров, на стыке жизни и смерти.

Батальная картина без единого врага на сцене, но с настоящим огнем, ядра с кричащими человеческими ртами, которые замещают собой небесные светила, – одна из кульминаций постановки. Динамичная и агрессивная музыка Фрэнка Уайлдхорна здесь сплетается с визуальным решением, как будто бы неотделима от него, и в этом одновременно опускается до уровня киноиллюстрации и поднимается – до Gesamtkunstwerk.

Словом, здесь есть все, чего можно ожидать от мюзикла об историческом персонаже: дайджест биографии героя по самым узнаваемым реперам; мистический антагонист, почти диснеевский Распутин; танцы страдающей и гибнущей массовки (балетмейстер Надежда Калинина); гимн великому городу; высокая и чистая любовь; анахронизмы, шутки, лирика… Нет только великого императора, символа нашей великой истории – равно как нет ни пушкинского «нетерпеливого самовластного помещика», ни недалекого низкопоклонца перед Западом. Есть, как ни странно, человек.

Ая Макарова
Музыкальная жизнь

Подписаться на нашу рассылку

Контакты

Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Московский театр «Новая Опера» имени Е.В.Колобова»