Опера в трех действиях
Музыкальный руководитель и дирижер: Андрей Лебедев
Режиссер-постановщик: Дмитрий Волкострелов
Художник-постановщик: Лёша Лобанов
Художник по свету: Константин Бинкин
Хормейстер: Юлия Сенюкова
Премьера состоится 19 января 2025
Рекомендовано зрителям старше 16 лет
Крещенский фестиваль в Новой Опере – 2025
Российская премьера
Впервые в России на открытии Крещенского фестиваля в Новой Опере состоится постановка «Ванессы» Сэмюэла Барбера (1910–1981). В 2025 году исполняется 115 лет со дня рождения композитора. Он никогда не придерживался экспериментальных музыкальных направлений XX века, его называют одним из представителей американского неоромантизма. «Он был счастлив и даже горд изобретать колеса, которые вращались на протяжении веков» (музыкальный критик Ф. Кларк). При этом его сочинениям отдавали предпочтение выдающиеся музыканты. Например, Артуро Тосканини, выбирая из произведений молодых американских композиторов, остановился именно на музыке Барбера, в том числе благодаря этому стало невероятно популярно его Адажио для струнных – щемящая, просветленно-скорбная мелодия, которая, по словам музыкального критика А. Росса, звучит в тот момент, «когда американская мечта терпит поражение».
Премьера «Ванессы» в Метрополитен-опере в 1958 году была воспринята как большое событие. Маэстро Димитрис Митропулос, главный дирижер театра и музыкальный руководитель постановки, воскликнул: «Наконец-то, американская большая опера!» Произведение удостоилось Пулитцеровской премии и стало первой американской оперой, представленной на Зальцбургском фестивале (впервые в истории проекта опера исполнялась на английском языке).
С. Барбер почти двадцать лет искал либретто для оперы, пока не получил предложение от друга Дж.К. Менотти – тоже оперного композитора, который всегда сам писал либретто для своих произведений, но никогда до этого – для чужих. Основой стал сборник датской писательницы Карен Бликсен «Семь фантастических историй». Из него Менотти извлек прежде всего образы и символы. Например, зеркало как отражение истины. По сюжету оперы главная героиня Ванесса уже двадцать лет ждет возвращения возлюбленного Анатоля. В доме занавешены все зеркала, так как Ванесса не желает видеть увядания своей красоты. Анатоль приезжает, но не тот – гость представляется сыном возлюбленного героини и сообщает, что его отец умер. В этот же вечер он соблазняет племянницу Ванессы Эрику и позже несколько раз делает ей предложение выйти замуж. Но Эрика отказывает, так как чувствует, что он не может дать ей настоящей любви. Анатоль переключает внимание на Ванессу, которая влюбляется в него как в копию того, кого она столько лет ждала. Во время их помолвки выясняется, что Эрика ждет ребенка, но она прерывает беременность. Анатоль и Ванесса уезжают в Париж, и теперь уже Эрика остается в доме ждать, занавесив зеркала и закрыв двери от внешнего мира.
Исследователи отмечают близость сюжета к жанру готического романа и фильмам ужасов, например, творчеству Альфреда Хичкока. Таинственность, пустота, одиночество, ожидание, нагнетание напряженности – всё это ощущается в опере «Ванесса». Сочинение перекликается с важными для американской драматургии пьесами (например, «Трамвай "Желание"» Т. Уильямса) и при этом напоминает слушателю о европейской оперной традиции («Саломея» Р. Штрауса, «Замок герцога Синяя Борода» Б. Бартока). Барбер мастерски соединяет камерность (небольшое количество действующих лиц, замкнутое пространство) с масштабной композицией, основанной на сквозном музыкально-тематическом развитии, системе лейтмотивов (в первоначальной редакции было четыре действия, затем композитор сократил до трех). За счет декламационно-мелодического речитативного стиля в вокальных партиях он создает глубокую психологическую драму, передавая всевозможные оттенки чувств, душевные метания героев.