Комическая опера в двух действиях
Музыкальный руководитель: Эри Клас
Дирижер: Евгений Самойлов
Режиссер: Элайджа Мошински
Сценография и костюмы: Энн Тилби
Свет: Сергей Скорнецкий
Хормейстер-постановщик: Юлия Сенюкова
Продолжительность 2 часа 50 минут (с одним антрактом)
Премьера состоялась 31 октября 2008
Рекомендовано зрителям старше 6 лет
Оперный шедевр Дж.Россини «Севильский цирюльник» обошел все сцены мира, арию Фигаро узнают даже дети, а фразы «Фигаро здесь, Фигаро там» и «Как бомба, разрываясь, клевета все потрясает» стали крылатыми выражениями.
Остроумный Россини, будучи не только прекрасным композитором, но и кулинаром, создал уникальный рецепт головокружительной непрекращающейся популярности этой оперы. Вот он: семь ярких персонажей, пьянящая любовная интрига, приправленная острыми на язык диалогами, всю смесь залить великолепными мелодиями и посыпать виртуозными ансамблями. Приготовили этот россиниевский шедевр специально приглашенные из Англии мастера — режиссер Элайджа Мошински и художница Энн Тилби.
Я доверился Россини и следую только за ним, — говорит режиссер. — Это итальянская опера о жизнелюбии, ибо автор ее, как никто, любил жизнь. В ходе постановки зрители будут вовлечены в эти невообразимые интриги, а когда всё закончится, должно остаться ощущение большого оптимизма и жизненной энергии.
Герои Россини немножко наивны, и я хотел бы эту наивность показать. Действие происходит в начале 20-х годов ХХ века. А сами герои напоминают персонажей немого кино тех лет. Должен родиться своеобразный синтез чаплинского гротеска и итальянской комедии-буффа.
Я не хочу соответствовать какому-то определенному направлению — будь то авангард или стиль традиционный. Я работаю в своем, индивидуальном стиле, но придерживаюсь принципов английской режиссерской школы. Это значит: всегда идти от текста, тем более в комической опере, где весь юмор в тексте. Я имею в виду прежде всего речитативы, которые обычно постановщики сокращают, а мы сохранили почти полностью. Но речитативы не должны звучать механически. Все должно быть осмысленным. Тогда солисты будут получать удовольствие от собственного вокала.
Очень важно, чтобы каждый момент сценического действия был естественным, а не надуманным, чтобы характеры героев жили по законам этого упоительного мира игры в театр, который так неразрывно переплетается с жизнью.
Пресса
Работа Элайджи Мошински (Новая Опера продолжает успешно конкурировать с Большим театром по части привлечения ведущих режиссеров Запада) — по-настоящему мастерская, ярко фантазийная и при этом отнюдь не претендующая на то, чтобы говорить поверх автора. ...Нынешний «Цирюльник» может, на первый взгляд, показаться неким отступлением мэтра от своих принципов, попыткой вскочить на ходу в последний вагон уходящего поезда чересчур активной и своевольной режиссуры. Но такое ощущение сохранится недолго. Любители радикализма будут разочарованы. Приверженцы сугубо традиционных решений — тоже. Потому что никакой Севильи на сцене нет, а действие из XVIII века Мошински переносит в 20-е годы XX столетия. Конкретных географических привязок здесь нет, да они, похоже, и не требуются. Пространство спектакля — это пространство комедии. И все, что делает режиссер, работает на нее, оставаясь при этом даже в рискованные моменты (например, когда у одной из пациенток доктора Бартоло в финале первого акта прямо на сцене начинаются родовые схватки) в границах вкуса. Мошински раскрепощает актеров, тщательно прорабатывая с каждым рисунок роли. При этом режиссерская работа в целом отлично сочетается с музыкой Россини…
Дмитрий Морозов,
Газета «Культура»
13-19 ноября 2008
Новая Опера продемонстрировала очень хороший уровень во всех отношениях, понимание задач, поставленных композитором и либреттистом. Актуализация сюжета пошла только на пользу комедии, а достойный музыкальный уровень сделал постановку настоящим праздником.
Александр Матусевич,
Belcanto.ru
5 ноября 2008
Чтобы сразу же всей душой полюбить интеллектуально тонкий и невероятно зрелищный спектакль англо-австралийского режиссера Элайджи Мошински, можно даже и не настраиваться специально на театрально-комическую волну: спектакль сам, словно ураган, ворвавшись на московские оперные подмостки, безраздельно завладел сердцами зрителей… Москва, наконец-то, увидела не доморощенно убогую постановку самого популярного фарса Россини, а подлинно современный, динамичный спектакль. Проникнутый пиететом и — одновременно — философскими новациями к самой партитуре, он сумел сохранить и донести до публики ощущение неповторимого аромата «фирменного» музыкального стиля композитора…
«Планета Красота»
№ 11-12, 2008
Одетая в художественный облик начала прошлого века и приправленная элементами чаплинского гротеска, старая добрая опера Россини получает неожиданно яркое звучание. Ее тонко разработанные персонажи-характеры оживают в новых условиях. Но это не немое черно-белое кино. Лишь костюмы-котелки-трости тех лет отсылают к конкретной эпохе, да нечеткая черно-белая шахматно-сферическая графика занавеса… А все, что происходит за этим занавесом, брызжет яркими цветами и живет сочной и звучной жизнью.
«Страстной бульвар»
№ 4, 2008Музыкальная сторона, пожалуй, удалась еще в большей степени. В первую очередь, это касается оркестра под управлением маститого дирижера (Эри Класа) — темпы, динамика, ансамбли, звучание отдельных групп инструментов — все говорит о том, что за пультом профессионал самого высокого класса. Оркестр Новой Оперы и вообще-то в провалах не замечен, но в этот вечер он явно превзошел сам себя.
Александр Матусевич,
Belcanto.ru
5 ноября 2008
В составе исполнителей возможны изменения