Хор Московского театра Новая Опера имени Е.В. Колобова представляет программу из произведений композиторов XX-XXI веков.
В центре вечера – сочинение А.Г. Шнитке: Концерт для хора на стихи Г. Нарекаци.
«Я написал ту музыку, которую вызвал этот текст, а не ту, которую хотел сам», – говорил Альфред Шнитке (1934–1998) о своем Концерте для хора. Стимулом к созданию произведения в 1984–1985 годах послужил литературный первоисточник – «Книга скорбных песнопений» средневекового армянского поэта-монаха, философа, богослова Григора Нарекаци (951–1003).
В XX веке «Книга скорбных песнопений» была переведена на русский язык. Инициатором стал Левон Мкртчян, обратившийся к поэту и переводчику Науму Гребневу. Впервые шесть глав из книги Нарекаци в переводе Гребнева вышли небольшой книжкой в 1969 году. В стихотворном переводе Гребнев сумел воспроизвести невероятную мелодичность текстов – ту самую, которая вдохновила композитора Альфреда Шнитке на написание Хорового концерта. В основе произведения – третья глава «Книги скорбных песнопений» Григора Нарекаци.
При всей современной остроте музыкального языка Концерт для хора отличает опора на музыкальный язык прошлого. В произведении нет цитат, но есть отсылка к средневековым армянским песнопениям, они напоминают о себе отдельными интонационными оборотами, общим складом хоровой фактуры. Но еще больше здесь ощущаются русские корни – это, прежде всего, хоровые концерты русских композиторов XVIII века и шире – русская хоровая культура.
Также прозвучит «Покаянный канон» Арво Пярта (род. 1935) – одного из самых значимых композиторов нашего времени, выдающегося музыкального философа.