Э.В. Корнгольд

«Мертвый город»

«Мертвый город»

Опера в трех действиях


Музыкальный руководитель: Валентин Урюпин

Дирижер: Антон Торбеев

Режиссер-постановщик: Василий Бархатов

Художник-постановщик: Зиновий Марголин

Художник по костюмам: Ольга Шаишмелашвили

Художник по свету: Александр Сиваев

Хормейстер: Юлия Сенюкова

 

Рекомендовано зрителям старше 16 лет


Продолжительность 3 часа 15 минут (с двумя антрактами)


Премьера состоялась 14 апреля 2022

Рекомендовано зрителям старше 16 лет


РОССИЙСКАЯ ПРЕМЬЕРА


Уважаемые зрители!
Обратите внимание на места с ограниченной видимостью: 1 и 2 ряды партера (с 1 по 30 место); с 1 по 6 ряды балкона (все места).


 

Московский театр Новая Опера имени Е.В. Колобова представляет первую премьеру в сезоне 2021/2022 – оперу «Мертвый город» Эриха Вольфганга Корнгольда. Это сочинение никогда не ставилось на российских сценах. Символично, что путь новой для нашей страны оперы начинается именно с театра Новая Опера. Впервые в Новой Опере спектакль поставил Василий Бархатов, один из самых успешных и востребованных во всем мире режиссеров.

Краткое содержание оперы

Эта история о вдовце Пауле, который оплакивает умершую жену Мари, превращает дом в «храм», посвященный ей. Он встречает танцовщицу Мариэтту, удивительно похожую на жену. Его охватывает новое чувство, однако он боится предать память Мари, нарушить верность, и всё же поддается страсти. Мариэтта хочет быть для него главной женщиной, даже позволяет себе прикоснуться к  реликвии – золотистым волосам Мари, более того, танцует с ними. Пауль в бешенстве душит ее этими волосами. Но всё это оказывается лишь сном: в конце оперы Мариэтта вновь приходит в дом Пауля.

Режиссер-постановщик Василий Бархатов представляет в Новой Опере авторскую концепцию спектакля. Он трактует смерть в метафорическом ключе: все герои спектакля живы, но Пауль и Мари расстались, и жена словно умерла для него. Действие спектакля разворачивается в трех плоскостях: реальность, воспоминания о жизни с супругой и встречи с Мариэттой. Но происходят ли эти встречи на самом деле или только в сознании Пауля? Игра света, преображающая пространство, и несимметричные отражения станут для зрителей подсказкой (или обманкой).

Фото – Екатерина ХристоваФото – Ирина ПолярнаяФото – Ирина ПолярнаяФото – Ирина ПолярнаяФото – Ирина ПолярнаяФото – Ирина ПолярнаяФото – Ирина ПолярнаяФото – Ирина Полярная

История создания

В течение XX века отношение к творческому наследию австрийского и американского композитора Эриха Вольфганга Корнгольда (1897–1957) стремительно менялось, проходя стадии восторженного признания, забвения и нового открытия. Отец композитора – знаменитый музыкальный критик Юлиус Корнгольд – оказывал на него большое влияние и даже давление, намеренно создавал образ сына-вундеркинда. Когда Корнгольду было 9 лет, его сочинение услышал Густав Малер, он предсказал юному композитору блестящее будущее и посоветовал продолжить образование у Александра фон Цемлинского. В 11 лет Корнгольд написал балет «Снеговик», который поставили в Венской опере, в 14 – первое оркестровое сочинение, а в 17 – две оперы. Критик Юлиус Корнгольд был известен как ярый противник новых музыкальных направлений, активно развивавшихся в начале века, возможно поэтому и творчество его сына стало «лебединой позднеромантической песнью».

Политическая ситуация заставила композитора покинуть Австрию и уехать в США. От режиссера Макса Рейнхардта он получил приглашение в Голливуд для работы над музыкой к фильму «Сон в летнюю ночь». Благодаря этому творчество Корнгольда вышло на новый этап: он стал известным кинокомпозитором, фактически – заложил основы голливудской музыкальной эстетики. Композитор дважды получил премию «Оскар» за лучшую музыку к фильмам «Энтони несчастный» и «Приключения Робин Гуда». После войны Корнгольд вернулся к академическим жанрам, но постромантический стиль уже не вписывался в эстетику новой музыки. Его творчество было забыто, а возрождение интереса к нему началось лишь в конце XX века.

Оперу «Мертвый город» Э.В. Корнгольд написал в 1920 году – в 23 года! В ее основе – пьеса «Мираж», которая, в свою очередь, создана по роману бельгийского символиста Жоржа Роденбаха «Мертвый Брюгге». Авторами либретто стали Юлиус и Эрих Вольфганг Корнгольды под псевдонимом Пауль Шотт.

«Мертвый город» – фундаментальная партитура, знаковое произведение эпохи постромантизма, которое при жизни композитора имело большой успех. Первый показ – и сразу двойная премьера: в Гамбурге и Кёльне в один день. Затем опера ставилась во многих театрах, в том числе в Метрополитен-опере, но вскоре была запрещена и после Второй мировой войны оказалась в безвестности. В конце XX – начале XXI века театральная судьба оперы изменилась. В числе событий последних лет – постановки в театре Ла Фениче (Венеция, 2009), Финской национальной опере (Хельсинки, 2010), Баварской опере (Мюнхен, 2019). Примечательно, что в двух последних спектаклях подчеркивается кинематографичность музыки: постановщики создают концепции, обращаясь к фильмам «Солярис» А. Тарковского и «Головокружение» А. Хичкока, исследуя тему иллюзорности и множественной реальности.

Подробнее о композиторе и его произведении – в аудиолекциях Ляли Кандауровой и Образовательного кластера Новой Оперы. 

В Новой Опере

«Мертвый город» поставил признанный и сложившийся за многие годы творческий тандем Василия Бархатова (режиссер-постановщик) и Зиновия Марголина (художник-постановщик). Вместе они уже создали десятки спектаклей, многие из которых отмечены престижными театральными премиями. Так, Зиновий Марголин – четырехкратный лауреат премии «Золотая Маска». Василий Бархатов многократно номинировался на «Золотую Маску», а в 2019 году был номинирован на премию International Opera Awards как лучший оперный режиссер. Музыкальный руководитель – Валентин Урюпин.

Спектакль в Новой Опере представляет собой необычное решение с постановочной и технической точки зрения. Действие происходит в павильоне, построенном на оркестровой яме. А оркестр размещен за павильоном в глубине сцены. Для звукового баланса над оркестром размещены специальные отражающие панели, позволяющие уравновесить звучание оркестра и солистов без использования электроакустического усиления. Солисты находятся максимально близко к зрителю, чтобы усилить эмоциональный контакт с залом; для них этот спектакль – своеобразный вызов и непривычный способ актерского существования. Дирижер с солистами взаимодействует с помощью камер и мониторов. Таким образом современные технические возможности помогают создать пространственное решение спектакля, воплощающее его концепцию.

Подписаться на нашу рассылку

Контакты

Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Московский театр «Новая Опера» имени Е.В.Колобова»