Трагикомедия в двух действиях
Музыкальный руководитель и дирижер: Ян Латам-Кёниг
Дирижер: Андрей Лебедев
Режиссер: Алексей Вэйро
Сценография: Ульрике Йохум
Костюмы: Ян Майер
Хормейстер: Юлия Сенюкова
Хореограф: Сергей Сатаров
Художники по свету: Ханнес Зеземанн, Ханс Фрюндт
Продюсер: Петер Шварц
Консультант по драматургии: Михаил Мугинштейн
Продолжительность 3 часа 30 минут (с одним антрактом)
Премьера состоялась 7 октября 2014
Рекомендовано зрителям старше 18 лет
Снят с репертуара в 2022
Сюжет одной из самых знаменитых комических опер хорошо известен. Постановка Новой Оперы — поиск новых смыслов в знакомой истории. «Выйти за границы комедии положений, увидеть притчу в анекдоте, обнаружить незримые стороны моцартовской музыки, сохранив при этом психологические связи персонажей», — таков главный акцент спектакля для режиссера-постановщика Алексея Вэйро.
Идея «театра в театре» подчеркнута пустым пространством сцены, из которого рождается и в которое возвращается вся история. Безумный день завершен, за ним идет следующий, и никто не знает, что он принесет…
Над спектаклем работает интернациональная команда — режиссер Новой Оперы Алексей Вэйро и несколько постановщиков из Германии: сценограф Ульрике Йохум, художник по костюмам Ян Майер, художники по свету Ханнес Зеземанн и Ханс Фрюндт, продюсер Петер Шварц.
Режиссер-постановщик Алексей Вэйро:
Основная тема спектакля — «Я и другой», связь людей через любовь. Жанр мы определили как трагикомедию. Это смех, но смех над бездной, смех от ощущения трагичности, конечности жизни. Визуальное решение спектакля акцентирует идею превращения чистой, белой, идеальной поверхности в реальность, обладающую конкретными очертаниями, наполненную людьми и событиями.
Музыкальный руководитель постановки Ян Латам-Кёниг:
Несмотря на усилия историков музыки, мы не знаем реального звучания инструментов моцартовской эпохи; именно поэтому сторонники и противники аутентичного исполнительства так ревностно отстаивают свое видение. Но и те, и другие не понимают главного: важны не инструменты сами по себе, — важна суть оперы, важно донести ее до зрителя, а это задача дирижера, певцов, оркестра.
Подробнее о постановке — в газете «Вешалка», октябрь 2014
Пресса
Но это трагикомедия не про ту любовь, эротику, каверзы и надежды, что существовали во времена Моцарта. Они из времен социальных сетей, когда все на виду, ни от кого не скроешься, невозможно наврать, что ты был не здесь, а там. Под беспрестанным надзором «чужого» любое «я» устает, чувства вянут, жизненный тонус падает, ценности жизни девальвируются. [...] это послание, увы, как раз не лишнее.
Ведомости
6 октября 2014
Как выясняется, основания для гордости у «Новой оперы» имеются. Музыкальный результат впечатляет. Оркестр под управлением Яна Латама-Кёнига, хоть и безо всяких жильных струн, играет стильно и легко, совершенно не увязая в кажущейся моцартовской простоте. Клавесин в речитативах (Татьяна Сотникова) позволяет себе мило повыпендриваться. Словно из каких-то заветных сундуков появляется целая россыпь отличных молодых голосов, в первую очередь женских.
Colta.ru
7 октября 2014
Костюмы — изящная и выигрышная часть сценографии. Редкий случай, когда во вневременной постановке по фотографии можно безошибочно узнать служанку, ее хозяев и, пусть недостаточно проницательного, но все же блистательного Фигаро — он весь в белом. Столь же четко читается старый зануда Бартоло в параноидально застегнутом на все пуговицы классическом костюме, его пассия Марцелина в изысканном пестром платье и яркая простушка Барбарина. Больше всего иронии досталось второстепенным и эпизодическим персонажам. Радость узнавания дарит Базилио, частично срисованный с кинообраза одноименного зловредного кота в незабываемом воплощении Ролана Быкова. Садовник Антонио одет в тогу-комбинезон, а судья Курцио — элегантный меховой посланец преисподней с карающим «двузубцем».
Operanews.ru
13 октября 2014К достоинствам постановки я бы отнес исключительную музыкальность выстроенных мизансцен: судя по пластическим решениям, режиссер действительно хорошо чувствует музыку и умеет тонко передать ее настроение и визуализировать. По нынешним временам этот талант дорогого стоит, и уже за это авторам постановки можно было бы сказать спасибо.
Как хэппенинг — это сделано виртуозно, блестяще и выше всяких похвал.
Belcanto.ru
15 октября 2014
В составе исполнителей возможны изменения