КоOPERAция ART&SCIENCE

КоOPERAция ART&SCIENCE

Спектакли Лаборатории молодых композиторов и драматургов «КоOPERAция»: Art&Science


Рекомендовано детям старше 18 лет


«КоOPERAция – LAB»

8 сайнс-опер для взрослой аудитории: из хаоса рождается космос

Лаборатория проходит при поддержке Фонда Михаила Прохорова, Департамента культуры города Москвы и Союза композиторов России на базе Московского театра Новая Опера им. Е.В. Колобова. Партнеры проекта: Сколковский институт науки и технологий и Британская высшая школа дизайна. Технические партнеры опер: VSG Sound, NVIDIA, Huawei и VisionLabs.

Сегодня поиск точек соприкосновения искусства и науки особенно важен. Современное искусство все активнее использует всевозможные научно-технические достижения. Эти процессы изучали участники Лаборатории «КоOPERAция – LAB» 2020/2021 при создании своих опер. Их работы будут связаны с пограничными областями знаний: информационными и энергоэффективными технологиями, биотехнологиями и нейронаукой.

Первый этап Лаборатории стартовал 14 ноября 2020 года в онлайн- и оффлайн-форматах. В рамках образовательного периода наставниками участников стали специалисты, активно работающие в сфере современного музыкального театра и направлении новых медиа. В работе Лаборатории приняли участие гости из Европы – признанные авторитеты в области art&science проектов: Людгер Брюммер (руководитель Института музыки и акустики при Центре искусства и медиа в Карлсруэ (ZKM),  Кристал Баур (руководитель фестиваля Ars Electronica, исследователь с междисциплинарным опытом в области истории искусства, культурного менеджмента и естественных наук) и Карла Спилуттини (продюсер европейской программы фестиваля Ars Electronica).

Второй этап – процесс взаимодействия и коммуникации объединившихся в восемь команд ученых и людей искусства, поиска ими технологических, психологических и творческих решений для создания восьми сайнс-опер, которые будут представлены на сцене Новой Оперы.

Сайнс-оперы прозвучат в исполнении Ансамбля «Галерея актуальной музыки» («ГАМ-Ансамбль», художественный руководитель и дирижер Олег Пайбердин) и Театра Голоса «Ла Гол» под руководством Наталии Пшеничниковой.

Куратор проекта – Екатерина Василёва.

 

ВЫХОДИ ИЗ КЛЕТКИ

Композитор Рамазан Юнусов
Драматург Полина Бородина
Режиссер Полина Бородина
Ученый Карина Корнеева
Художники: Мира Шевченко, Олена Гранкина
Художник по свету Александр Романов

Солисты: Алёна Верин-Галицкая, Анастасия Литвинова, Алия Кусепгалиева

Вокальный ансамбль: Анастасия Мощенко, Фати Бесолти, Мэри Чеминава

Отправной точкой этой оперы стало открытие британцем Джоном Гёрдоном и японцем Синье Яманаке возможности перепрограммирования зрелых специализированных клеток организма в любой другой тип через стадию незрелой формы стволовой клетки. За это открытие они получили Нобелевскую премию по физиологии и медицине. В центре оперного повествования – зигота (самая ранняя стадия развития организма, образующаяся в результате оплодотворения),  бластомеры (первые поделившиеся клетки эмбриона) и эмбриональные стволовые клетки, которые способны превратиться в любой тип клеток взрослого организма.

Авторы спектакля исследуют дихотомию хаоса и порядка на примере формирования эмбриона человека. Стадии, через которые проходит клетка в процессе формирования организма, созвучны проблемам современного человека и его конфликтам с семьей, обществом и самим собой.

Многие процессы развития организма выглядят случайными, несмотря на то, что они подчиняются детерминистическим законам: из бесконечного количества вариантов путей клетки всегда выбирают один, строго определенный. Уже на таком раннем этапе организм сталкивается с проблемами «выбора». Расширяясь, организм одновременно стремится и к хаосу, и к определенной форме, что рождает внутренний конфликт. В то же время каждая отдельная клетка вступает в противоречие со средой, с которой она взаимодействует и от которой зависит, это – основа внешнего конфликта.

 

ПОГРУЖЕНИЕ
Опера про Землю

Композитор Роман Пархоменко
Драматург Любовь Стрижак
Режиссер Руслан Бицоев
Ученый Гульназ Алексашова
Художники: Ольга Кравцова, Катя Тимофеева, Елена Сакирко
Художник по свету Александр Романов
Видеохудожник Александра Комарова
Инженер Савва Чистолинов

Артисты:
Реконструктор катастрофы – Эльза Юсупова
Кот Шрёдингера – Дмитрий Орлов
Заколдованный мир (Мир до науки) – София Кнеллер, Анжелика Куракина

Вокальный ансамбль: Анастасия Литвинова, Мэри Чеминава, Павел Смолко, Даниил Шапошник

«Погружение» – мультидисциплинарная science опера. В ее основе, с одной стороны, лежит легенда о непоставленной японской опере, где девочка реконструирует некогда случившееся землетрясение, а с другой – исследования и эксперименты, которые проводили совместно с учеными из различных научных институций участники команды оперы «Погружение».

Создатели оперы «погружались» в недра Земли и изучали ее сейсмическую активность. Именно процессы этого явления с его загадками, симптомами и парадоксами лежат в драматургической, музыкальной и визуальной основах оперного произведения. Реальные данные землетрясения – сейсмической активности Земли, а также процессы, которые предваряют землетрясения – предвестники – превращены в партитуру и проявляются через голоса и предметный мир.

«Погружение» – это история про попытку реконструкции землетрясения на обеденном столе.

 

СИГНАЛЬНЫЙ КАСКАД
Микроопера для организма и музыкально-световых объектов

Композитор Александр Хубеев
Драматург Екатерина Августеняк
Режиссер Дмитрий Мелкин
Ученый Анна Рыбина
Художники: Алина Овсянникова, Анастасия Бородинова
Художник по свету Александр Романов
Видеохудожник Александра Комарова
Помощник режиссера Анастасия Смирницкая

Солисты: Алёна Верин-Галицкая, Екатерина Баканова, Дмитрий Орлов

Вокальный ансамбль: Мэри Чеминава, Фати Бесолти, Маша Беккер, Анастасия Мощенко

Действие оперы происходит прямо сейчас во всех живых организмах, видимых и не различаемых невооруженным взглядом в разные доли секунды в межклеточном пространстве. Зрителю предлагается смасштабировать себя до размера клетки, перестать рассматривать материю снаружи, с высоты человеческого, и услышать голоса процессов, лежащих в основе рождения и гибели клетки.

Сигнальный каскад – это способ передачи сигнала внутри и между клетками, где на каждом последующем этапе и уровне количество участников процесса увеличивается. Он лежит в основе жизни, адаптации и смерти клеток, их функционирования, взаимодействия друг с другом. Авторы предлагают отойти от антропоцентризма, ведь зачастую самое удивительное и прекрасное происходит внутри, на микроуровне взаимодействия молекул и клеток.

Зрители научатся понимать трехмерный язык молекул, совершат арт-экспедицию в микровселенную, узнают о процессах фолдинга белка, запускающих каскад сигналов, услышат, как звучит человеческое тело и кворум бактерий, препятствующий передаче сообщений. С помощью многократного усиления звучания тело одного из исполнителей станет источником звуковых фактур и ландшафтов. Используя инструменты науки и искусства, создатели оперы ищут иные уровни взаимодействия тела и технологий, пытаются преодолеть физические границы тела, понимая организм как источник звукового материала.

 

ЮРА
Опера-трикстер

Композитор Кирилл Архипов
Драматург Михаил Чевега
Режиссер Елизавета Мороз
Ученый Александра Разоренова
Художники: Александра Хахан, Юлия Шадрина
Художник по свету Александр Романов
Видеохудожник Александра Комарова
Саунд-продюсер Дмитрий Мазуров

Солисты:
Юра – Вадик Королёв
Айгуль – Екатерина Палагина

Вокальный ансамбль: Евгения Фомина, Павел Смолко, Иван Бабич, Дмитрий Шумилов

Действие оперы происходит в утопическом будущем. Смерти больше нет. Общество, живущее энергией капитализма и культурой потребления, смогло победить смерть во всех смыслах. Прогресс и новая этика подменяют и маскируют истинные потребности и желания человека. Эмоциональная жизнь людей сведена к тотальной нейтральности и экстремальной толерантности. Жизнь каждого индивида начинает превращаться в рутину удобства и комфорта. Люди больше не имеют права испытывать настоящие эмоции по отношению друг другу и к ситуациям, которые возникают в их жизни. В качестве особого развлечения (экстрима) люди могут позволить себе только ненадолго испытать сильные эмоции в специально смоделированных ситуациях – кабинках выхода эмоций.

Главный герой Юра – журналист, шоумен, ведущий мероприятий, современный юродивый – является не только «продуктом» времени, но и его «обратной связью». Эта амбивалентность позволяет ему желать запретного – испытывать эмоции постоянно – и выйти за границы общества, за границы жизни. Он проходит путь к себе настоящему – путь экспрессии, обличения и «антивоскрешения» через осмысление мифологии завтрашнего дня.

В «Юре» исследуется тема эмоционального искусственного интеллекта, который позволяет компьютеру уже сейчас, в наше время, распознавать и интерпретировать человеческие эмоции и реагировать на них.

 

CHAOSMOS
Hopera

Композитор Елизавета Саничева
Драматург Юлия Тупикина
Режиссер Анна Синельникова
Ученые: Марсель Ишимбаев, Екатерина Агафонова
Художники: Фархад Иксанов, Екатерина Цыбулькова
Художник по свету Александр Романов
Видеохудожник Александра Комарова
Художник по костюмам Дарья Горшкова
Художник по гриму Анна Лосникова
Хореограф Александр Шуйский

Ева – Тамара Косумова
Адам – Ринат Альбиков
Земля – Светлана Злобина
Океан – Никита Борисов
Пластик – Игорь Витковский

Вокальный ансамбль ILLUARS: Любовь Боброва, Елизавета Дубовик, Александра Сердюкова, Ксения Черных

Танцевальная компания «Tout le corps/Всем телом»: Светлана Шуйская, Софья Гуржиева, Анжелика Катышева, Полина Ключникова, Дарья Костькина, Александра Ольховская, Мария Орлова, Сергей Полтавский, Егор Савин, Дмитрий Северин, Мария Шемуранова

Действие оперы происходит после экологической катастрофы, все люди погибли, остался только океан, в котором дрейфует пластиковый мусор. Хаос. Сможет ли на Земле снова зародиться жизнь? Как внутри Хаоса зарождается Космос? И в чем заключается реакция Белоусова-Жаботинского?

Цикл жизни биологического организма начинается смертью (хаосом),  а заканчивается жизнью (космосом). Так, в опере первые биоорганизмы вынуждены сосуществовать с мертвым пластиком, но они не вытесняют его, а вступают с ним в отношения интеграции, вследствие чего появляются некие синтезированные образования. Зрители смогут наблюдать рождение этих новых существ, рождение – на уровне звука, визуализаций, ощущений – нового мира, потому что, помимо прочего, одним из способов создания космоса является процесс синхронизации. Обо всем этом и не только при помощи искусственного интеллекта рассказывает зрителям хопера «Хаосмос» – опера о надежде, в том числе на науку.

 

LOG

Композитор Михаил Пучков
Драматург Никита Писцов
Режиссер Надежда Бахшиева
Ученый Анастасия Горшкова
Художники: Юлия Семченко, Ульяна Ерёмина
Художник по свету Александр Романов
Видеохудожник Александра Комарова

Исполнители: Екатерина Палагина, Екатерина Баканова, Диляра Турянская, Алексей Коханов, Даниил Шапошник, Алексей Савин, Игорь Пономарёв, Анна Половинкина

Главная философская тема сайнс-оперы – феномен экспоненциального роста живых объектов при условии неограниченных ресурсов. В соавторстве с ачеловеческими агентами – слизевиками – создатели оперы намерены исследовать природу эксперимента и научного знания как способ познания мира и себя, изучить сосуществование и противодействие людей и объектов, смешивая их на физическом и психологическом уровнях. В попытке упорядочить хаос мы сами, возможно, окажемся управляемыми хаосом. Жажда поглощать, расти, доминировать, размножаться – как основа жизни и эволюции, так и деструктивная сила.

Со слизевиков, разрастающихся в ходе проекта, снимались данные их жизнедеятельности и показания их роста, в том числе проводилась сонификация (использование неречевого звука для передачи информации или восприятия данных) процесса изменения их электромагнитного потенциала. Полученные данные и вычисленные алгоритмы будут влиять на сценический свет и музыку. Таким образом, слизевики станут соавторами и участниками создания сценического воплощения оперы и исследования границ смешения разных форм жизни и возможности их совместной деятельности.

 

SOPHOPHORA (УМЕРЛА ДВАЖДЫ)
Экзистенциальная опера

Композитор Дарья Звездина
Драматург Алина Журина
Режиссер Анастасия Патлай
Ученый Никита Шараев
Художники: Елизавета Рабочих, Глеб Ефимов
Виодеохудожник Михаил Заиканов
Хореограф Татьяна Чижикова
Художник по свету Елена Перельман

Исполнители: Наталья Пшеничникова, Алексей Коханов, Мэри Чеминава, Аля Фёдоровна Никулина, Татьяна Чижикова

Проект посвящен изучению нейродегенеративных заболеваний человека – болезни Альцгеймера, а также изменениям в жизни и эмоциональным переживаниям не только самого больного, но и его близких, вынужденных наблюдать медленное угасание, процесс забывания и определенный распад личности родного человека, вызванные этой болезнью.

Болезнь Альцгеймера, как и другие нейродегенеративные заболевания, изучаются не только и не столько на человеке, сколько на моделях различных организмов, например – на плодовой мушке дрозофиле, которая вот уже сто лет является классическим объектом лабораторного изучения в генетике. Несмотря на такую разницу в строении их организмов, человек и мушка схожи по генетическому составу и по структуре мозга, что позволяет ученым делать определенные выводы о развитии этой болезни и о ее происхождении, наблюдая и сравнивая то, как это происходит у мушек и человека.

 

VOX

Композитор Арман Гущян
Драматург Карина Бесолти
Режиссер Леонид Прокофьев
Ученые: Тамара Цахилова, Рафаэль Григорян, Николай Сыров
Научный консультант: Александр Каплан
Художницы: Мария Смирнова, Александра Полякова
Художник по свету Александр Романов
Программирование Алексей Наджаров
Видеоинженер Александра Комарова

Солистка Екатерина Палагина

Перформеры: Карина Бесолти, Ринат Ташимов, Иван Мишкорез

Опера поэтически исследует феномен человеческого голоса, в его физическом существовании – в выразительном характере, способности эмоционального влияния на слушающего, и в переносном смысле – как проявлении личности человека, остающейся в пространстве и после его жизни. В опере влияние голоса и музыки измеряется научными методами, и это измерение преобразовывается в визуальном и звуковом пространстве. Активными слушателями являются три испытуемых, данные активности головного мозга которых – показатели их электроэнцефалографии, а также мозговые ритмы в каждой из зон, их спектральное разложение и еще несколько математических параметров – будут фиксироваться специальными датчиками. При помощи заранее обученной рекуррентной нейронной сети оценивается эмоциональное состояние испытуемых – ответ мозга на то, что они слышат и переживают. В опере звучит аудиозапись пения армянского композитора Комитаса, голос которого трагически прервался при жизни… – но продолжает звучать и жить по сей день.

 
 

Контакты


Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Московский театр «Новая Опера» имени Е.В.Колобова»