П.И. Чайковский

«Пиковая дама»

«Пиковая дама»

Опера в трех действиях


Музыкальный руководитель: Александр Самоилэ

Дирижеры: Александр Самоилэ, Валерий Крицков

Идея и постановка: Юрий Александров

Художник: Виктор Герасименко

Художник по свету: Айвар Салихов

Хормейстеры: Наталья Попович , Андрей Лазарев


Продолжительность 3 часа 20 минут (с двумя антрактами)


Премьера состоялась 29 ноября 2013

Рекомендовано зрителям старше 16 лет


Снят с репертуара в 2022

Одна из вершин мирового оперного театра, удивительное по глубине и силе исследование психологического мира человека, опера П.И. Чайковского «Пиковая дама» (1890) создана по повести А.С. Пушкина (1833); при этом изменены некоторые детали сюжета, но главное, расставлены иные акценты. Их смысл и цель — обострить романтические конфликты «человек — судьба», «жизнь — смерть», «любовь — игра». Формально автором либретто значится брат композитора, Модест Ильич Чайковский, однако невидимым «режиссером» был именно Пётр Ильич, обладавший выдаю­щимся литературным талантом и драматическим чутьем.

Главная тема спектакля в сценической версии режиссера Юрия Александрова — трагедия героев, неразрывно связанная с трагедией страны. Судьба трех главных персонажей, Германа, Лизы и Графини, прослеживается в исторических обстоятельствах последнего столетия. Четвертый, невидимый герой — царская семья; ее гибель стала одним из прологов драмы России. Спектакль посвящен
400-летию Дома Романовых.

Для режиссеров разность концепций Пушкина и братьев Чайковских была и остается источником вдохновения, поводом к поиску новых решений. В отличие от известных пушкинизированных версий (Всеволода Мейерхольда, Юрия Любимова, Льва Додина),принципиальной установкой Юрия Александрова стало сохранение как музыкального текста П.И. Чайковского, так и самой логики действия, последования картин.

Для меня «Пиковая дама» — особый спектакль. Его первый эскиз появился в 2000 году как послесловие к XX веку. Меня всегда волновало, что Петр Ильич много плакал, когда писал эту оперу. И его слезы — это и мои слезы. Большинство сцен навеяны болью моей семьи, моего города, моей страны. «Пиковая дама» — это моя боль.

Юрий Александров

 

Подробнее о постановке – в газете «Вешалка», ноябрь 2013

 

Лиза — Галина Бадиковская, Герман — Михаил Губский. Фото — Даниил КочетковЛиза — Галина Бадиковская. Фото — Даниил КочетковГрафиня — Александра Саульская-Шулятьева. Фото — Даниил КочетковКнязь Елецкий — Василий Ладюк. Фото — Даниил КочетковГерман — Михаил Губский. Фото — Даниил КочетковГерман — Михаил Губский, Граф Томский — Анджей Белецкий. Фото — Даниил Кочетков

Пресса

Как ни странно, музыка не вступает в противоречие с действием, обнаруживая вектор, направленный в экспрессионистическую эстетику ХХ века. Более того, спектакль вызывает потребность вновь и вновь поразиться тому шедевру, который вначале создал Пушкин, а затем Чайковский, кстати, переписавший Пушкина гораздо круче, чем Александров — Чайковского.

Екатерина Кретова,
Московский Комсомолец

Спектакль получился с претензией. Юрий Александров втиснул в три акта оперы один век из истории России, с 1913 года до наших дней.

Молодцы солисты Новой Оперы, хочется их поздравить — особенно тех, для кого эти партии были дебютными. Так что неугомонный зритель, сдавшийся в середине спектакля, многое потерял.

Марина Гайкович,
Независимая газета

Впервые за последние несколько лет после спектакля не хочется ничего разбирать, анализировать, придираться к мелочам, вспоминать «гениальные» постановки прошлого, где зачастую все спасала музыка и прекрасные голоса исполнителей. В «Пиковой даме» Александрова присутствует драматургия, которая не только не мешает музыке, но и усиливает впечатление от нее.

Марина Айриянц,
АrtРеприза.ру

Начало спектакля отправляет зрителя ровно на 100 лет назад. Итак, год 1913. В России с традиционным для нашей страны размахом отмечается знаковое событие — трехвековой юбилей Императорской семьи. Время идет, наступает 1914 год, а вместе с ним страну ждет первое страшное потрясение прошлого столетия — Первая Мировая война. В начале второго действия зритель попадает в 1937 год. Центр Москвы. Красная площадь. 

А время все идет и идет. Великая Отечественная война. Страшные дни блокады Ленинграда. Голод, холод, отчаяние… 

В какой-то момент зрителю начинает казаться, что все действие происходит в голове Германа. Как известно, в течение спектакля он сходит с ума, состояние усугубляется. Музыкальный материал наращивает обороты с каждой новой сценой.

Ольга Пурчинская,
АrtРеприза.ру

Подписаться на нашу рассылку

Контакты

Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Московский театр «Новая Опера» имени Е.В.Колобова»