М. Найман и Г. Пёрселл

«DIDO»

«DIDO»

М. Найман. Пролог к опере «Дидона и Эней»; Г. Пёрселл. «Дидона и Эней»


Музыкальный руководитель и дирижер: Дмитрий Волосников

Идея спектакля и режиссер: Наталия Анастасьева-Лайнер

Художник: Юрий Хариков

Хормейстер: Юлия Сенюкова

Хореограф: Мариам Нагайчук — Эль Абдалла

Художник компьютерной анимации: Ася Мухина

Художник по свету: Сергей Скорнецкий


Продолжительность 1 час 30 минут (без антракта)


Премьера состоялась 19 июня 2014

Рекомендовано зрителям старше 16 лет


Снят с репертуара в 2018

Спектакль DIDO — диптих, в который вошли опера Майкла Наймана «DIDO. Пролог», а также один из шедевров барокко — опера Генри Пёрселла «Дидона и Эней».

Композитор, музыковед, артист, дирижер, фотограф, режиссер-документалист, основатель собственной группы Campiello Band (ныне — Michael Nyman Band),командор Ордена Британской Империи (2008),лауреат и номинант премий Британской, Американской, Австралийской киноакадемий, премий Международного Каталонского кинофестиваля, «Золотой глобус» и других, Майкл Найман (р. 1944) — знаковая фигура современного искусства. Один из классиков минимализма, Найман завое­вал мировую известность на рубеже
1970-х — 1980-х годов благодаря сотрудничеству с кинорежиссером Питером Гринуэем. Среди самых известных гринуэевских саундтреков — «Контракт рисовальщика» (1982),«Отсчет утопленников» (1988),«Повар, вор, его жена и ее любовник» (1989),«Книги Просперо» (1991). Всего Найману принадлежит около 50 кинопартитур; среди них фильмы Майкла Уинтерботтома, Нила Джордана, Джейн Кэмпион.

В творчестве Наймана академическая и прикладная музыка, переплетаясь, создают единое стилистическое поле. Найман известен как автор симфонических, камерных, концертных сочинений, балетов, опер.

Майкл Найман — автор знаменитой книги «Экспериментальная музыка: Джон Кейдж и после него» (1974),первооткрыватель самого термина «минимализм», обозначаю­щего важнейшее направление в музыке второй половины XX века.

Идея создания оперы «DIDO. Пролог» принадлежит российскому режиссеру, основателю и художественному руководителю Маленького Мирового Театра Наталии Анастасьевой-Лайнер.

«В мае 2003 года Маленький Мировой Театр осуществил постановку оперы Майкла Наймана «Человек, который принял свою жену за шляпу». Посетив премьерные спектакли, композитор назвал московскую интерпретацию оперы одной из самых удачных и пожелал продолжить сотрудничество. Одной из предложенных идей стала «опера по мотивам оперы» Пёрселла «Дидона и Эней». Так возникла опера «DIDO. Пролог». Известный российский поэт Вера Павлова сочинила либретто на русском языке, а переводчик Стивен Сеймур сделал эквиритмический английский перевод. 

В постановочном решении оперы «DIDO. Пролог» использованы уникальные факты премьеры оперы Генри Пёрселла «Дидона и Эней», которая состоя­лась в Пансионе благородных девиц в Челси в апреле 1689 года. Сочинение было представлено силами воспитанниц. Для исполнения партии Энея был приглашен хорошо известный в Англии и за ее пределами певец Генри Боуман. По мнению некоторых исследователей, «британский Орфей» Генри Пёрселл участвовал в постановке, исполнив партию чембало.

Мы предлагаем современному зрителю свою версию событий, произошедших более трехсот лет назад. Музыкально-драматическое действо — это новая история: миф, пересказанный Вергилием, проецируется на маленький пансион в Челси, который становится новым Карфагеном. Создатели оперы выступают в ролях богов, а оперные роли почти мистически, независимо от участников, распределяются между ними»
 

Наталия Анастасьева-Лайнер

Премьера концертной версии оперы «DIDO. Пролог» прошла в 2012 году в Перми. В рамках проекта DIDO в Новой Опере сочинение Наймана впервые ставится на театральной сцене. 

К опере Пёрселла «Дидона и Эней» Новая Опера обращалась дважды. В 1999 году она звучала в концертном исполнении в Зеркальном фойе, а в 2013 была исполнена солистами Новой Оперы, хором студентов Пермского музыкального колледжа и оркестром Пермской государственной академии искусства и культуры. Постановка была решена как одноактная опера-балет. Режиссером концертной версии стала Наталия Анастасьева-Лайнер, а музыкальным руководителем в обоих случаях — Дмитрий Волосников. Вполне естественно, что именно он стал дирижером-постановщиком проекта DIDO.

Художник-постановщик спектакля — выдаю­щийся российский мастер, неоднократный обладатель Российской национальной театральной премии «Золотая маска» Юрий Хариков.

Генри Боуман, Эней — Илья КУЗЬМИН. 19.06.2014. Фото — Д. КочетковДжозайас Прист — Евгений Ставинский, Дух — Владимир Магомадов. 19.06.2014. Фото — Д. КочетковДжозайас Прист — Евгений Ставинский. 19.06.2014. Фото — Д. КочетковГенри Пёрселл — Вадим Орфеев; Генри Боуман, Эней — Илья Кузьмин; Лаура Лайес, Фрейлина — Виктория Шевцова. 19.06.2014. Фото — Д. КочетковВоспитанницы пансиона и воспитательницы; Генри Боуман, Эней — Илья Кузьмин. 19.06.2014. Фото — Д. КочетковМэри Энджер, Фрейлина — Джульетта Аванесян; Лаура Лайес, Фрейлина — Виктория Шевцова; Белинда Брайен, Белинда — Ирина Костина; Дороти Бёрк, Дидона — Виктория Яровая; Дух — Владимир Магомадов. 19.06.2014. Фото — Д. КочетковГенри Боуман, Эней — Илья Кузьмин; Дороти Бёрк, Дидона — Виктория Яровая. 19.06.2014. Фото — Д. КочетковГенри Боуман, Эней — Илья КУЗЬМИН. 19.06.2014. Фото — Д. КочетковМадам, Колдунья — Валерия Пфистер; Воспитательница, Первая ведьма — Елена Митракова; Воспитательница, Вторая ведьма — Ирина Ромишевская. 19.06.2014. Фото — Д. КочетковМастер Форкасл, Моряк — Максим Остроухов. 19.06.2014. Фото — Д. КочетковГенри Боуман, Эней — Илья Кузьмин; Дух — Владимир Магомадов. 19.06.2014. Фото — Д. КочетковДороти Бёрк, Дидона — Виктория Яровая. 19.06.2014. Фото — Д. Кочетков

Пресса

Обаяние спектакля Наталии Анастасьевой — в невообразимой пышности смешных костюмов и комичности мизансцен; тогда как минималистские фантазии Наймана на благообразные гитарные переборы Пёрселла звучат здесь не иначе как музыка сфер. Замысел отчасти реконструкторский: действие «Dido» Наймана происходит в 1689 году, в день премьеры «Дидоны и Энея» Пёрселла.

Афиша Daily 31 марта 2016

В целом, спектакль «DIDO» — идеальное свидетельство тому, что российское оперное искусство сегодня в полной мере является частью глобального оперного пространства. Мы не остались в стороне от волны интереса к старинной опере, участвуем в постановках произведений современных композиторов, причем способны делать это на хорошем уровне и силами российских дирижерско-исполнительских кадров. Можем еще раз поздравить московский театр с номинациями на «Золотую маску» и пожелать побольше подобных интересных проектов.

OperaNews 20 апреля 2015

Ключевой момент спектакля — в нем всё понарошку и с добродушным юмором. Дряхлый хозяин пансиона Прист, когда никто не видит, разучивает танцевальные па. Симпатичные ведьмы в костюмах «феи драже, завернутые в фольгу» комичны и вместо страха вызывают добрую улыбку. «Окровавленное копье с головой вепря» представлено как отчаянно бутафорский макси-кебаб.

С первых минут можно довериться происходящему на сцене и наблюдать действие с открытой душой, а по окончании спектакля — почувствовать, как съежились и отступили хищные тени повседневных забот, освободив место для безотчетной радости, рождающейся от соприкосновения с бессмертным искусством.

OperaNews 23 июня 2014

Композитор мистифицирует публику «реконструкцией» когда-то якобы существовавшей, а теперь утерянной партитуры пролога к «Дидоне и Энею». Хотя слово «реконструкция» не совсем подходит: тут не копируют и не стилизуют. Отклики на сочинение состоят из слов «минимализм, барокко, шотландские и английские народные песни, рок-музыка, буги-вуги».

РБК СТИЛЬ 24 июня 2014

В оркестре свое почетное место занял клавесин. Показав себя в «Школе жен» Любимова и на тематических вечерах в Зеркальном фойе, этот уникальный по своему звучанию инструмент добавил в спектакль чарующий и мистический колорит. Под руководством дирижера Дмитрия Волосникова оркестр выступал единым слаженным фронтом.

Никтарофф.ком 21 июня 2014

Задник заставлен объемными буквами «DIDO. The Prologue». Герои одеты в «бумажные» костюмы — черные и белые, а ведьмы (наставницы пансиона, по натуре — злобные фурии) щеголяют в серебристой фольге. Эней закован в «доспехи». Смесь хитонов и громадных античных шлемов с намеками на сценический костюм века барокко забавна и уютна, как чаепитие у камина. Если добавить к этому красный английский саквояж и чашечку кофе в руках Духа, на душе станет совсем хорошо.

Новые Известия 1 июля 2014

Подписаться на нашу рассылку

Контакты

Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Московский театр «Новая Опера» имени Е.В.Колобова»