Имя Адольфа Адана прекрасно знакомо русской публике, но преимущественно как автора балета «Жизель», однако в Европе он был гораздо более известен как автор опер. «Почтальон из Лонжюмо» (1836) – очаровательный пример французской опера-комик и бесспорный музыкальный раритет. В основе произведения – забавная история о почтальоне Шаплу. Он обладает прекрасным голосом и отправляется покорять Париж, забыв о молодой жене Мадлен, но спустя десять лет она решает проучить легкомысленного супруга. Поскольку по сюжету главный герой становится звездой парижской оперы, она написана как бенефис тенора. Шаплу почти все время находится на сцене. Его «коронный номер» – рондо почтальона с высочайшим ре второй октавы, именно поэтому партию называют экзаменом для тенора.
Режиссер-постановщик Евгений Писарев подчеркивает театральность и фантазийность истории. Он добавляет двух новых персонажей – ведущих, которые обмениваются остроумными репликами в стихах, комментируя происходящее. Один из них – бывалый опероман, второй – наивный и восторженный новичок.
Сценограф Зиновий Марголин и художник по костюмам Ольга Шаишмелашвили, придумывая визуальное решение спектакля, фантазировали на тему почтовых открыток: нарядных и разноцветных, которые обычно посылают из путешествий. Они легко переносят нас то во французскую деревушку, то в замок под Парижем. Забавно, но в XVIII веке почта была прежде всего службой перевозки людей, а не писем. На почтовых станциях путешественники отдыхали и меняли лошадей, а почтальон, этакий ловелас-авантюрист, красовался на козлах. Но уже в 1837, через год после премьеры оперы Адана, в Париж прибыл первый поезд, а значит композитор смог запечатлеть «уходящую реальность» и исчезающую профессию.
В России опера «Почтальон из Лонжюмо» почти не исполнялась. В Петербурге прозвучала в 1837 году силами немецкой труппы (спустя год после премьеры в парижском театре Опера-Комик, 1836), в Москве – в 1839 (Большой театр). В XX веке спектакль шел в Куйбышевском театре оперы и балета. В 2023 году на сцене Новой Оперы «Почтальон из Лонжюмо» прозвучал в концертной версии. Музыкальные критики отметили легкость, полетность, игривость и французскую элегантность музыки и исполнения.
Подробнее о спектакле – в аудиолекциях Ляли Кандауровой и Образовательного кластера Новой Оперы.