Заслуженный деятель искусств России, кандидат искусствоведения, профессор Уральской государственной консерватории имени М.П. Мусоргского (Екатеринбург),профессор РАТИ-ГИТИС, основатель и директор Центра музыкального театра (1991, Гуманитарный университет, Екатеринбург),член Комиссии музыкального театра СТД России (1991–1996),инициатор создания и председатель жюри Российской оперной премии Casta Diva (с 1996),председатель Экспертного совета конкурсов на соискание Премии СТД РФ имени Б.А. Покровского (с 2009), Михаил Львович Мугинштейн — ведущий историк, теоретик и критик оперного искусства.
Его деятельность — симбиоз академической науки и просветительства в самом высоком смысле слова. Статьи, эссе, рецензии М.Л. Мугинштейна опубликованы не только в академических изданиях, но и газетах, журналах, предназначенных массовому читателю. Несколько десятилетий в разных городах России успешно действуют оперные клубы М.Л. Мугинштейна; их цель — знакомство с выдающимися спектаклями и солистами, свободная дискуссия о проблемах оперного искусства. Все эти годы М.Л. Мугинштейн открывает слушателям разных возрастов, разного уровня музыкальной подготовки сложный и прекрасный мир оперы.
Обобщением громадного опыта изучения и популяризации оперного искусства стало уникальное издание «Хроника мировой оперы…». Это первая в России систематизированная хронологически книга об истории оперы. В неразрывном единстве рассматриваются композитор, произведение, его интерпретации и интерпретаторы (дирижеры, режиссеры, художники, певцы). Хронологический принцип композиции позволяет создать целостную панораму оперной истории, увидеть в ней периоды и направления, ведущие жанры и школы, познакомиться с композиторами и сочинениями, представляющими главное содержание эволюции оперы, ее направленность. Статьи отмечены безупречной логикой: всесторонне анализируется как сам оперный текст, так и его воплощения, в том числе и на сцене XXI века. Таким образом, исторический подход приобретает актуальность, современный акцент. Превосходен иллюстративный материал (сцены из важнейших спектаклей в истории музыкального театра и ведущих постановок современности). Справочные разделы книги настолько подробны, что, фактически, представляют собой самостоятельную ценность и могут быть использованы как оперный словарь. В итоге книга на редкость универсальна: она нацелена как на профессионалов (оперных артистов, режиссеров, критиков),так и на широкий круг любителей музыкального театра.
Первый том, охватывающий период с 1600 по 1850 годы, издан в 2005 году, второй (1850–1900) — в 2012 году, третий (опера XX века) —в 2015 году (во всех случаях — в Екатеринбурге). Электронная версия первого тома, включающая 1000 видеофрагментов оперных спектаклей, стала бестселлером: это уникальное мультимедийное издание, не имеющее аналогов в России.
Из многочисленных отзывов выделим высказывание Народного артиста России, лауреата Государственных премий РФ, Художественного руководителя — директора Мариинского театра В.А. Гергиева: «”Хроника мировой оперы” вбирает достижения современного театра, где есть и Зальцбург, и Мюнхен, и Петербург, и Москва. Книга отвечает мировым образцам: впервые в России об опере рассказано по международным стандартам. Это история оперы длиной в четыре века. Здесь внушительный свод произведений, здесь показан живой процесс, где опера предстает не памятником прошлому, а действующим лицом нашей жизни. Появление “Хроники мировой оперы” своего рода манифест: Россия — активный участник всеобщего оперного бума».
С 2013 по 2021 годы М.Л. Мугинштейн — помощник директора театра Новая Опера по творческим вопросам.
Участие в постановках театра:
«Свадьба Фигаро» В.А. Моцарта — консультант по драматургии
«Саломея» Р. Штрауса — консультант по драматургии
«Фауст» Ш. Гуно — драматург
«Пряничный домик, или Гензель и Гретель» Э. Хумпердинка — драматург
«Поругание Лукреции» Б. Бриттена — драматург
«Стиффелио» Дж. Верди — драматург
Интервью:
- Заглядывая в бездну / о постановке оперы «Поругание Лукреции» Б. Бриттена («Вешалка», апрель 2019)
- Эти пряники нам — не чужие… / о постановке оперы «Пряничный домик, или Гензель и Гретель» Э. Хумпердинка («Вешалка», октябрь 2017)
- Прогулка по временам и пространствам / о постановке оперы «Фауст» Ш. Гуно («Вешалка», август-сентябрь 2016)
- Пирог со сложной начинкой / о постановке оперы «Саломея» Р. Штрауса («Вешалка», сентябрь 2015)