Народный артист Республики Молдова, лауреат Государственной премии и кавалер ордена Республики Молдова, лауреат премии Фонда Ирины Архиповой 2001 года (золотая медаль). Александр Самоилэ окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н.А. Римского-Корсакова по классу профессоров В. Столлера и А. Янсонса и Уральскую государственную консерваторию имени М.П. Мусоргского по классу профессора М. Павермана.
С 1981 по 2003 год — главный дирижер и художественный руководитель Национальной оперы Республики Молдова. Сотрудничал с такими коллективами, как Российский Национальный оркестр, Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского, оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Новая Японская филармония, оркестр Румынского национального радио.
Александр Самоилэ дирижировал в Большом театре России, Московском музыкальном театре имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, Михайловском театре в Санкт-Петербурге, в оперных театрах Киева, Минска, Самары, Челябинска, Уфы, Екатеринбурга и других.
Многократно участвовал в оперных фестивалях «Ирина Архипова представляет», неизменно проходивших с участием звезд мировой оперной сцены. Один из основателей фестиваля «Приглашает Мария Биешу» и организаторов Международного конкурса молодых оперных исполнителей имени Марии Биешу. С 1988 года и по настоящее время Александр Самоилэ активно сотрудничает с Национальной оперой Румынии, где поставил ряд значительных оперных спектаклей. После успешного исполнения «Аиды» Дж. Верди в Лондонском Альберт-холле в 1996 году, он каждый сезон дирижирует в Лондоне и в других городах Англии, Ирландии и Шотландии («Норма» В. Беллини, «Набукко» и «Травиата» Дж. Верди, «Кармен» Ж. Бизе, «Тоска», «Богема», «Мадам Баттерфляй», «Турандот» Дж. Пуччини, «Летучая мышь» И. Штрауса).
С 1990 года Александр Самоилэ — главный дирижер и артистический директор Государственной оперы г. Измир (Турция). Регулярно работает с коллективами оперных театров Стамбула, Анкары и Анталии, в которых поставил множество спектаклей, таких как «Электра» Р. Штрауса, «Русалка» А. Дворжака, «Евгений Онегин» П.И. Чайковского, «Макбет», «Отелло», «Трубадур», «Риголетто» Дж. Верди, «Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха, «Севильский цирюльник» Дж. Россини, «Любовный напиток» Г. Доницетти, «Свадьба Фигаро», «Похищение из сераля», «Заида», «Волшебная флейта», «Дон Жуан» В.А. Моцарта.
Постоянный участник Международного фестиваля оперы и балета в Аспендосе, специально для которого поставил оперы «Медея» Л. Керубини, «Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти, «Набукко» и «Аида» Дж. Верди, «Кармен» Ж. Бизе, «Богема» Дж. Пуччини, «Сельская честь» П. Масканьи, «Паяцы» Р. Леонкавалло и другие. Неоднократно участвовал в оперных фестивалях в Стамбуле и античном Эфесе, где к 2000-летию Рождества Христова подготовил грандиозную постановку оратории Ф. Мендельсона «Павел», с участием четырех хоров, солистов и двойного состава оркестра.
Александр Самоилэ осуществил более 100 оперных и балетных постановок в театрах многих стран мира, дирижировал в Англии, Испании, Италии, Португалии, Ирландии, Шотландии, Исландии, Японии, Венгрии, Болгарии, Турции, Румынии.
С 2009 по 2019 — главный дирижер Одесского национального академического театра оперы и балета.
С 2019 по 2021 — главный дирижер театра Новая Опера, с 2021 — дирижер театра.
Участие в постановках театра:
«Пиковая дама» П.И. Чайковского — музыкальный руководитель и дирижер
«Кармен» Ж. Бизе — музыкальный руководитель и дирижер-постановщик
«Стиффелио» Дж. Верди — музыкальный руководитель и дирижер
«Набукко» Дж. Верди — дирижер
«Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини — дирижер
«Трубадур» Дж. Верди — дирижер
«Риголетто» Дж. Верди — дирижер
«Богема» Дж. Пуччини — дирижер
«Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти — дирижер
«Аида» Дж. Верди, концертное исполнение — дирижер
«Травиата» Дж. Верди, концертное исполнение — дирижер
«Сила судьбы» Дж. Верди, концертное исполнение — дирижер
«Алеко» С.В. Рахманинова, концертное исполнение — музыкальный руководитель и дирижер
«Разбойники» Дж. Верди, концертное исполнение — музыкальный руководитель и дирижер
Интервью:
- «Время и возможность углубиться…» («Вешалка», апрель-май-июнь 2020)
- «Моя цель — прибавить, а не отнять…» («Вешалка», август-сентябрь 2019)
- «В оперном театре должно быть чудо!» («Вешалка», февраль 2016)
- Изначальный Чайковский / о постановке оперы «Пиковая дама»
П.И. Чайковского («Вешалка», ноябрь 2013)