Александр Лазарев

Приглашенный дирижер
Александр Лазарев

 

Александр Лазарев – один из ведущих дирижеров нашей страны, народный артист России (1982). Учился у Лео Гинзбурга в Московской консерватории. В 1971 году завоевал I премию на Всесоюзном конкурсе дирижеров, а в следующем году – I премию и золотую медаль на конкурсе имени Караяна в Берлине.

С 1973 года Александр Лазарев работал в Большом театре, где в 1974 году под его управлением состоялась первая постановка оперы «Игрок» С.С. Прокофьева на русском языке (режиссер Борис Покровский). В 1978 году основал Ансамбль солистов Большого театра, важной частью деятельности которого была популяризация современной музыки; под руководством маэстро коллектив исполнил ряд премьер и сделал множество записей. В 1986 удостоен Государственной премии РСФСР за концертные программы и спектакли Большого театра. С 1987 по 1995 – главный дирижер и художественный руководитель театра. Период работы маэстро во главе Большого театра отмечен насыщенной гастрольной деятельностью, включающей выступления в театре Ла Скала в Милане, Метрополитен-опера в Нью-Йорке и на Эдинбургском фестивале.

В Большом театре дирижировал операми «Руслан и Людмила» М.И. Глинки, «Каменный гость» А.С. Даргомыжского, «Иоланта», «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» П.И. Чайковского, «Царская невеста», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Моцарт и Сальери», «Садко» Н.А. Римского-Корсакова, «Борис Годунов» и «Хованщина» М.П. Мусоргского, «Обручение в монастыре» С.С. Прокофьева, «Севильский цирюльник» Дж. Россини, «Риголетто», «Травиата», «Дон Карлос» Дж. Верди, «Фауст» Ш. Гуно, «Тоска» Дж. Пуччини; балетами «Весна священная» И.Ф. Стравинского, «Анна Каренина» Р.К. Щедрина, «Иван Грозный» на музыку С.С. Прокофьева.

Под управлением Александра Лазарева осуществлены постановки опер «Жизнь за царя» М.И. Глинки, «Снегурочка», «Млада», «Сказка о царе Салтане» и «Ночь перед Рождеством» Н.А. Римского-Корсакова, «Орлеанская дева» П.И. Чайковского, «Князь Игорь» А.П. Бородина, «Скупой рыцарь» и «Алеко» С.В. Рахманинова, «Игрок» и «Повесть о настоящем человеке» С.С. Прокофьева, «Зори здесь тихие» К.В. Молчанова, «Похищение Луны» О.В. Тактакишвили; балетов «Чайка» и «Дама с собачкой» Р.К. Щедрина. Ряд постановок («Жизнь за царя», «Орлеанская дева», «Млада») снят телевидением. С Александром Лазаревым оркестр театра сделал ряд записей для фирмы Erato.

Среди оркестров, с которыми сотрудничал дирижер, – Берлинский и Мюнхенский филармонические, Консертгебау, лондонский оркестр «Филармония», филармонический оркестр Ла Скала, Оркестр академии Санта-Чечилия в Риме, Национальный оркестр Франции, филармонический оркестр Осло, оркестр Шведского радио, оркестр NHK (Япония),  оркестры Кливленда и Монреаля. Выступал с труппами театров Ла Монне, Арена ди Верона, Оперы Бастий, Женевского оперного, Баварской государственной оперы и Лионской национальной оперы. В репертуаре дирижера – произведения от классики до авангарда.

Дебютировав в Лондоне в 1987 году, Лазарев стал постоянным гостем в Великобритании. В 1992–1995 он был главным приглашенным дирижером Симфонического оркестра Би-Би-Си, с 1994 – главный приглашенный, с 1997 по 2005 – главный дирижер Королевского Шотландского национального оркестра (сегодня – почетный дирижер). Результатом работы маэстро с британскими оркестрами стали многочисленные записи, выступления на фестивале Би-Би-Си Промс и насыщенная гастрольная деятельность. С 2008 по 2016 годы Лазарев возглавлял Японский филармонический оркестр, с которым записал все симфонии Д.Д. Шостаковича, С.С. Прокофьева, С.В. Рахманинова и работал над записью симфоний А.К. Глазунова.

Александр Лазарев сделал десятки записей на фирмах «Мелодия», Virgin Classics, Sony Classical, Hyperion, BMG, BIS, Linn Records, Octavia Records. Активно сотрудничает с ведущими симфоническими коллективами Москвы: Российским национальным оркестром, Национальным филармоническим оркестром России, «Новой Россией», Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии. В 2009 году Лазарев вернулся в Большой театр в качестве постоянного приглашенного дирижера. В 2010 году дирижер награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени. В 2016 году получил Премию Москвы в области литературы и искусства за постановку «Хованщины» в МАМТ имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.

Среди работ последних лет – постановки опер «Чародейка» П.И. Чайковского в Большом театре, «Хованщина» М.П. Мусоргского, «Любовь к трем апельсинам» С.С. Прокофьева и «Пиковая дама» П.И. Чайковского в МАМТ имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, «Леди Макбет Мценского уезда» Д.Д. Шостаковича в Женевской опере, «Похождения повесы» и «Поцелуй феи» И.Ф. Стравинского в оперных театра Лиона и Бордо, исполнения таких масштабных полотен, как Седьмая симфония Г. Малера, Вторая и Третья симфонии С.В. Рахманинова, «Домашняя симфония» Р. Штрауса, «Манфред» П.И. Чайковского, «Тарас Бульба» Л. Яначека и другие.

«Понятие интерпретации часто подменяется понятием качественного исполнения, и не более того, – говорит Александр Лазарев. – Но это лишь основа: необходимы дирижерская воля, дирижерский посыл, дирижерское видение. Другое дело, что дирижер без оркестра – никто. Они связаны очень крепко, это страстная любовь, которая часто переходит в ненависть. Я слышал много раз, как один оркестр с двумя разными дирижерами звучал, словно два разных оркестра. Вот вам и ответ на вопрос, нужен ли дирижер и зачем».

Контакты


Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Московский театр «Новая Опера» имени Е.В.Колобова»