Заслуженная артистка России
Балерина, педагог-репетитор, кандидат педагогических наук, куратор проектов в области танцевального искусства
«Новый танец устремлен в будущее и опирается на лучшие традиции прошлого и мощные возможности настоящего».
Анастасия Яценко – уникальный специалист в области балетного искусства и современного танца.
Она начала свою исполнительскую карьеру будучи выпускницей класса Софьи Николаевны Головкиной, знаменитого руководителя-реформатора Московской государственной академии хореографии. Прослужив в Большом театре России больше двадцати лет (с 1991 по 2013), Анастасия прошла все ступени иерархии балетной труппы: сначала танцевала в кордебалете, затем исполняла сольные, ведущие и, наконец, балеринские партии. Позже была педагогом-репетитором балетной труппы (с 2013 по 2016).
При этом период исполнительства Анастасии совпал с уникальным периодом в жизни Большого театра в целом. Именно в этот момент театр стал открываться для новых веяний, хореографов, современных зарубежных течений. Анастасии удалось соприкоснуться со всеми знаковыми хореографами, чьи работы были перенесены на сцену Большого театра или были поставлены специально. Среди них такие хореографы, как Матс Эк, Уильям Форсайт, Алексей Ратманский, Кристофер Уилдон, Уэйн Макгрегор, Юрий Посохов.
Важной частью репертуара можно назвать произведения Джорджа Баланчина, которые переносились на главную российскую сцену при поддержке Фонда Джорджа Баланчина. В рамках антрепризных проектов Анастасия сотрудничала с Жаном-Кристофом Майо, Каролин Карлсон, Начо Дуато и Мауро Бигонцетти.
Во всех проектах Анастасия принимала участие как в качестве танцовщицы, так и в качестве ассистента хореографов и педагога-репетитора, досконально вникая в нюансы хореографии, композиции, качества исполнения и постановочного процесса.
Отдельной главой карьеры Анастасии стало участие в Международном фестивале современной хореографии Context. Diana Vishneva в качестве куратора российской программы и программного директора фестиваля (с 2013 по 2021). С момента основания фестиваля Анастасия отсматривала и отбирала хореографические работы, присылаемые как в рамках конкурса молодых хореографов, так и вне его, что позволило ей не только быть в курсе основных трендов развития современного танца в России, но и выявить наиболее перспективные направления.
Предлагая на суд жюри и зрителей работы конкурсантов и участников фестиваля, Анастасия формировала целостную картину танцевального российского искусства: от неоклассического танца и modern dance до contemporary и экспериментальных пластических жанров. Практически определив пул хореографов, активно работающих в профессиональной сфере сегодня, Анастасия создала действующую платформу развития отечественного танца и перспективы его выхода на качественно новый уровень.
Также в качестве педагога и куратора направления современной хореографии сотрудничала с Центральной балетной школой (Москва), NKBS (Великобритания), Miaki Ballet Academy (Япония), летней школой балета Eglevsky Ballet (США).
Как танцовщица и педагог-репетитор Большого театра и как куратор крупного хореографического конкурса и фестиваля, Анастасия Яценко представляет весь ландшафт мирового современного танцевального искусства и располагает исполнительским и организаторским инструментарием для создания театра нового поколения. Этот новый танец устремлен в будущее и опирается на лучшие традиции прошлого и мощные возможности настоящего.
Звания и призы:
- заслуженная артистка РФ (2002)
- лауреат I степени Открытого российского конкурса артистов балета «Арабеск» в Перми (1996)
- лауреат II степени Международного конкурса артистов балета «Майя» в Санкт-Петербурге (1996)
Образование:
- Московское академическое хореографическое училище (1991), Московский государственный хореографический институт (1995; в настоящее время – Московская государственная академия хореографии)
- Московский государственный университет культуры и искусств (2002; в настоящее время – Московский государственный институт культуры), ученая степень – кандидат педагогических наук
Фото – Алиса Асланова для диджитал-журнала «Балет»