Скидка 20% при покупке от трех билетов в одном заказе на спектакль 20 июня
Спектакль удостоен Российской оперной премии Casta Diva в номинации «Событие года» (2000).
«Риголетто» в Новой Опере – пример классического прочтения произведения: спектакль с декорациями и костюмами в духе XVI века. Его создала интернациональная команда: финский режиссер Ральф Лянгбака и шведский художник Леннарт Мёрк. Над музыкальной частью работал российский дирижер, основатель театра Новая Опера Евгений Колобов. Он бережно отнесся к партитуре, представив не радикальную музыкальную редакцию, ожидаемую от маэстро, а версию без купюр.
Драма Виктора Гюго «Король забавляется», ставшая основой либретто (его написал Франческо Марии Пьяве), в XIX веке считалась развратной, представляющей в порочном соревновании грехов короля Франции Франциска I (в опере – герцог Мантуанский) и его шута Трибуле (Риголетто). Для Верди же главным стало совсем другое: он видел первопричину трагедии в проклятии Риголетто, которое ему адресует граф Монтероне. Провозглашать со сцены волю судьбы, а не христианскую покорность, в те времена казалось невозможным. Но композитор любой ценой старался сохранить эту идею в сочинении. Она же и стала центральной в спектакле Новой Оперы: постановка обнажает ту самую тему фатальности, которую так тщательно пыталась скрыть цензура во времена Верди.
В спектакле показаны всевозможные грани трагического персонажа Риголетто: озлобленный шут, заботливый отец, каратель, жаждущий возмездия, и пораженный проклятьем человек, у которого земля уходит из-под ног. На премьере в Новой Опере заглавную партию исполнял легендарный баритон Дмитрий Хворостовский. «Дуэт» Колобова и Хворостовского называли гиперэмоциональным, взрывным и непредсказуемым.
Яркая внешняя черта Риголетто – горб. Создавая оперу, Джузеппе Верди рьяно отстаивал ее. Вывести на авансцену такого героя было с его стороны сильным романтическим жестом – защитой прав человека. Цензоры препятствовали, но всё же сдались. Композитор получил разрешение директора театра Ла Фениче, где 11 марта 1851 года прошла мировая премьера: «Шуту позволено быть горбатым, как вам этого хочется». Образ Риголетто оказался близок зрителям, каждый видел в нем свои собственные страдания, боль, нужду, потерю. Верди резюмировал: «Я доволен собой и думаю, что никогда не напишу лучшего».
Спектакль «Риголетто» – совместный проект театра Новая Опера и Савонлиннского оперного фестиваля.
Евгений Колобов
Дирижер, основатель театра Новая Опера
«Верди – один из самых загадочных композиторов Вселенной. За кажущейся простотой его музыки скрывается неисчерпаемая эмоциональная и смысловая глубина».
синопсис
Риголетто, придворный шут-горбун, служит герцогу Мантуанскому. Он потакает властелину во всем, но втайне ненавидит его. Оружие шута – смех, а развлечение – интриги. Он знает, что герцог славится любовными похождениями, и на балу подстрекает его соблазнить чью-то жену, сестру или дочь. Веселье нарушает появление графа Монтероне, который хочет отомстить за поруганную честь дочери. По велению герцога его заключают под стражу. Риголетто же продолжает злословить – он глумится над Монтероне, а тот проклинает шута и герцога. Слова графа тревожат Риголетто, поэтому он спешит к своей дочери Джильде, которую воспитывает в вере и целомудрии. Наедине с ней он не жестокий паяц, а нежный и добрый отец. А Джильда мечтает о прекрасном юноше, которого встретила в церкви. Она не знает, что незнакомец – герцог, ведь он представился бедным студентом. В этот момент придворные, которых раздражают шутки Риголетто, готовятся отомстить. Они считают Джильду любовницей ненавистного горбуна и хотят выкрасть ее для герцога. Внезапное возвращение Риголетто чуть не нарушает их планы, но вельможи одурачивают шута, и он становится соучастником похищения собственной дочери. Осознав, что произошло, Риголетто в отчаянии. Шут приходит к дверям спальни герцога и восклицает, что там его дочь. Джильда бросается в объятия отца и рассказывает ему о трепетной первой любви и страшном похищении. Риголетто утешает ее, но готовится смыть кровью герцога этот позор. Ему поможет убийца Спарафучиле, с которым шут заключает сделку. Но, как назло, герцог приглянулся кокетливой сестре Спарафучиле – Маддалене, она умоляет пощадить красавца. Наемник в растерянности, ведь нужно выполнить дело, за которое получил деньги, но в то же время угодить сестре. Спарафучиле находит неожиданное решение: если кто-нибудь случайно забредет в лачугу, то он убьет его вместо герцога и подкинет горбуну. В это время Джильда собирается уехать в Верону, переодевшись в мужской костюм. Она подслушивает разговор Спарафучиле и Маддалены и готова пожертвовать собой ради возлюбленного. Девушка входит в лачугу и погибает от рук убийцы. Спарафучиле отдает Риголетто мешок, в котором должен быть труп его обидчика. Но вдруг шут слышит знакомую песенку герцога. В ужасе он открывает мешок и видит умирающую дочь. Вот оно, проклятие графа Монтероне!
Пресса
Марина Борисова, «Литературная газета»
10–16 января 2001
«Риголетто» в Новой Опере можно назвать редчайшим событием. Ошеломляющим, сокровенным для всякого меломана. Из разряда тех, что входят в историю и передаются новым поколениям в виде театральной легенды.
Юлия Бедерова, газета «Время МН»
21 декабря 2000
Спектакль поставлен во вполне традиционалистской, непретенциозной, но выразительно-образной манере режиссером Ральфом Лянгбака <…>. В той же степени, что и режиссура, в спектакле традиционалистская и вместе с тем изобретательная, с проработанным объемом сценография Леннарта Мёрка.
Елена Езерская, «Музыкальная жизнь» №3
2001
Для Евгения Колобова постановка «Риголетто» – воплощение давней, заветной мечты и редкий случай в традиционном для маэстро подходе к интерпретации выбираемых им для сцены Новой Оперы произведений. Партитура Верди освоена дирижером во всем объеме и практически в неприкосновенности.
Пётр Поспелов, «Известия»
21 декабря 2000
Мы услышали не искромсанный фарш, а настоящую оперу Верди – от начала до конца без единой купюры – и вспомнили, что такое вердиевский оперный театр – со страстями, слезами, нежностью, коварством и человеческим чудом пения, которое одно лишь и способно вобрать в себя все существо драмы.
Елена Черемных, «Коммерсантъ»
21 декабря 2000
Оркестр тут стал инструментом экстраординардных состояний: брутальность и ужас мощных аккордов уживались в нем с интимностью тембров-сателлитов – флейты Джильды, фагото-гобойной подпорки Риголетто.
Алексей Парин, Журнал «Большой» №2
2003
Мы видим Риголетто во всех поворотах внешних событий – злым интриганом и хищно-нежным отцом, подозрительным семейным тираном и жестоким мстителем, мерзким лизоблюдом и раздавленным просителем. <…>
После такого спектакля трудно возвращаешься к реальности. Понимаешь, что такое настоящее художественное событие.
На таких спектаклях по-настоящему отдыхаешь душой! Когда заявленный XVI век, пусть и условно, но виден в костюмах, когда на сцене все понятно, нарядно и красочно, и не надо в параллель с музыкой разгадывать режиссерские ребусы.
трейлер
Забронировать столик в буфете
Театральный буфет «Новая Опера» — это Место, где встречаются великолепный вкус и уютная атмосфера.
Продолжая пользоваться сайтом, Вы даёте Согласие на использование файлов cookie для автоматического сбора и анализа данных, необходимых для работы сайта и его улучшения
понятнопонятно
Оставить заявку
Билеты на данное мероприятие закончились, но Вы можете оставить заявку.