«Кармен» Бизе-Мериме становится в спектакле хореографа Татьяны Багановой неким образом-символом, мучительно засевшим в сознании. Понять его, описать и переосмыслить – это задача, которая будет решаться на сцене в реальном времени.
Кармен – кто она? Символ свободы или жестокий игрок без правил, легко ломающий чужие жизни? Или стереотип, навязанный почти двухсотлетней историей успеха? Понять это мы попробуем, отстранившись от оперного хита: в спектакле не будет знаменитых мелодий Бизе, ведь они и так звучат у каждого в голове. Специально для постановки музыку написала Настасья Хрущёва, композитор, пианистка, музыковед.
Образ спектакля – это тоже пространство внутри головы, которое выстраивается как бесконечная лестница Маурица Эшера, «невозможный объект», ведущий одновременно и вверх, и вниз. Сценограф Лариса Ломакина добавляет красный цвет, как в архитектурных шедеврах каталонца Рикардо Бофилла, чтобы наша зрительная память сразу откликнулась: Кармен – это, конечно, красное.
В спектакле принимают участие артисты Балета Москва, артисты оркестра и хора Новой Оперы.
синопсис
Авторы новой «Кармен» отталкиваются от сюжета Мериме и от своей рефлексии относительно тех или иных фраз, образов, ассоциаций, поэтому здесь нет легко читаемого сюжета. Спектакль-рефлексия, спектакль-сновидение, спектакль-ассоциация. Хореограф Татьяна Баганова, одна из ярчайших современных хореографов, в постановке размышляет о слоях восприятия, которые неизбежно обволакивают художественное произведение.
Например, первым слоем восприятия истории Кармен является сам рассказ Проспера Мериме, основанный отчасти на его этнографических путешествиях-исследованиях, а отчасти на их мистификации. Уже здесь объективность восприятия теряется – персонажи и события существуют для нас сквозь взгляд писателя. Следующий круг восприятия – взгляд постановщика, где мы считываем историю Кармен, не только записанную Мериме (и кроме того, переведенную на русский язык – плюс еще один слой восприятия), но и транспонированную в театральную реальность.
Театральная реальность, в свою очередь, начинает ветвиться в художественных концепциях как хореографа, так и композитора, сценографа, художника по костюмам, и каждый из них предлагает свою версию реальности Кармен.
Эта множественность восприятия достигает кульминации в исполнителях, каждый из которых, как ретранслятор идей, принимает на себя все предыдущие фильтры восприятия, дополняет их собственным и передает дальше. Здесь каждый, по сути, становится Кармен, сотканной из множестве слоев восприятия её образа.
И, наконец, финальным пунктом в этом множащемся лабиринте становится восприятие зрителя, где, с одной стороны, в каждом сходится множественность прочтений, а с другой – добавляется собственное видение, уникальный неповторимый фильтр реальности.
Таким образом, каждый из нас увидит свою собственную версию истории о Кармен. И кто знает какой будет ваша: трагической или ироничной, чувственной или фарсовой, замкнутой в себе и интимной или открытой и всеобъемлющей?
Ведь всё это – лишь в голове.
К счастью, хореограф избежала типовых балетных пошлостей вроде покачивания бедрами, извивов стана, томных перекатов по полу и прочих иллюстраций любовного соития. Женщины здесь – охотницы. Оценив свою жертву и обессилив ее одним движением бедра, они переходят в атаку – так, что даже в больших рондах адажио и пируэтах (Баганова здесь не чуждается и вполне классических комбинаций) сквозит нарастающая ярость любовного поединка. Но стилистических заимствований в спектакле немного. Татьяна Баганова использует собственный, причем непривычно скупой, язык, когда говорящими становятся каждый сустав, дающий конечности нужный поворот, и каждое сокращение / растяжение мышц, заметное в специально подобранном ракурсе.
В Новой Опере показали один из лучших спектаклей сезона. Там прошла премьера «Кармен в моей голове». Это постановка Балета Москва, труппы, которая уже давно стала частью оперного театра в саду «Эрмитаж». Театр пригласил Татьяну Баганову, мэтра российского современного танца. И не прогадал.
Получилось авторское высказывание на тему одного из самых популярных образов мирового искусства, где парадоксально обыгрывается именно его популярность, даже навязчивость, закрепленная не только в сознании, но и в подсознании.
Хрущёва и Баганова сплавили музыку и хореографию в нераздельную субстанцию, чье подчас зашкаливающее агрессивное кипение, «заплясывание до смерти» парадоксальным образом проявляет тончайшую нюансировку чувств и смыслов. И тут пятым в ряду авторов-единомышленников нужно назвать инструментальный ансамбль под руководством Павла Романенко. Находясь рядом с героями на сцене, музыканты в то же время создают атмосферу отстранения, условности. Не дают забыть: здесь – театр.
Первое, что поражает в свеженькой премьере, – именно декорация. Лариса Ломакина создала образ какого-то эшеровского города, в котором геометрия сломана и раздроблена, лестницы слишком круты и прижаты к заднику. Татьяне Багановой этот город потребовался, чтобы создать механистичный мир, отсылающий к компьютерным играм: появляющиеся на этих узких лестницах молодые люди равно размеренно движутся и вверх и вниз по пролетам, причем вниз – не разворачиваясь, спиной вперед. Труппа вышколена, движения абсолютно синхронны – компьютерное войско, без личностей, без помарок.
«Кармен в моей голове» – натянутая до предела струна. Все в этом спектакле подчинено аффекту, движению и неумолимому танцевальному ритму. Хореография Татьяны Багановой изобретательна и точна. Из тел танцовщиков она создает сочные, почти барочные картины, живые и пульсирующие. Восхищаюсь, с каким бесстрашием артисты Новой Оперы идут на сложные поддержки и рискованные прыжки, успевая при этом проживать драматическое напряжение роли.
Настасья Хрущёва воспроизводит паническую атаку длиной в жизнь, пакует ее в час концентрированного театрального времени, заставляет кожей и печенкой прочувствовать, что это такое – быть самой Кармен, устраивает вояж в женскую голову, – и оттого ее музыка конгениальна жесткому, бередящему танцу Татьяны Багановой.
«Кармен в моей голове», Кармен XXI века – жесткая, зрелищная, интеллектуально провокационная и абсолютно безжалостная, must see для ценителей смелого современного танца. Следует, однако, быть готовым к тому, что сопереживать здесь некому.
Баганова делает своих Кармен наваждением большого города. История одной локальной страсти, которая начиналась на берегу целлофановой реки, продолжается в форме трагифарса уже в пространстве архитектуры лабиринта, а это новые образы и ассоциации – сооружения Маурица Эшера, темницы Пиранези, тексты Кафки, картины Де Кирико и Магритта.
Забронировать столик в буфете
Театральный буфет «Новая Опера» — это Место, где встречаются великолепный вкус и уютная атмосфера.
Продолжая пользоваться сайтом, Вы даёте Согласие на использование файлов cookie для автоматического сбора и анализа данных, необходимых для работы сайта и его улучшения
понятнопонятно
Оставить заявку
Билеты на данное мероприятие закончились, но Вы можете оставить заявку.