полезная информация

Снят с репертуара в 2022

Продолжительность 1 час 40 минут (с одним антрактом)

Премьера состоялась 24 декабря 2014

творческая команда

Авторы идеи Алла Сигалова, Павел Каплевич

Музыкальная редакция Игорь Кадомцев

Музыкальный руководитель Дмитрий Юровский

Дирижеры Валерий Крицков, Юрий Медяник

Авторы либретто Алла Сигалова, Демьян Кудрявцев, Павел Каплевич

Поэтический текст либретто Демьян Кудрявцев

Режиссер-постановщик и хореограф Алла Сигалова

Художник-постановщик Николай Симонов

Художник по костюмам Павел Каплевич

Художник по свету Айвар Салихов

Хормейстер-постановщик Юлия Сенюкова

Хормейстер Мария Чекръкчиева

Режиссер Алла Сигалова и художник Павел Каплевич предложили смелую идею: сделать из легендарного балета «Щелкунчик» оперу!

Постановка была приурочена к 175-летию со Дня рождения П.И. Чайковского, одной из главных музыкальных дат 2015 года.

Алла Сигалова, режиссер-постановщик:

Я училась в Хореографическом училище имени А.Я. Вагановой. Естественно, уже с ноября на сцене Мариинского театра начиналась череда спектаклей «Щелкунчик», в которых мы участвовали, а с сентября шли репетиции. Если в ноябре начинаются спектакли, то репетиции стартуют первого сентября, когда ты приходишь на занятия. И – нон-стоп до февраля! И так все девять лет обучения. Несколько месяцев перерыва – и снова «Щелкунчик». Каждая нота этого произведения живет в каждой твоей клеточке! Поэтому идея сделать из партитуры балета оперу «Щелкунчик» буквально лежала на поверхности. Всё связано с этой музыкой – детство, родной Санкт-Петербург, запах кулис, сцена Мариинского театра, ожидание новогодних чудес, – и всё это для меня магическое, манящее… К этой постановке я отношусь как к подарку судьбы. Счастлива работе с музыкой Чайковского, сотрудничеству с талантливыми людьми, рада, что вернулась в Новую Оперу – театр, с которым связаны самые прекрасные воспоминания о встрече с Евгением Владимировичем Колобовым, с выдающимися солистами, артистами хора, создавшими удивительные образы в «Травиате», которую мы вместе ставили 16 лет назад. Я благодарна всем, кто работал над спектаклем. Создать оперу «Щелкунчик» – большая ответственность! В новое произведение мы привнесли свое тепло, свою сердечность, свой опыт и воспоминания о детстве.

Игорь Кадомцев, автор музыкальной редакции:

«Щелкунчик» Петра Ильича Чайковского – лучшая балетная партитура на свете. И это классический пример именно балетной драматургии: действие сосредоточено в первом акте, второй же, по сути, представляет собой концерт в костюмах. Создатели спектакля распределили драматическое действие между двумя актами, поэтому их границы изменились и несколько номеров из второго переместились в первый. В частности, знакомство кукол с Щелкунчиком происходит еще в первом акте. А бой Щелкунчика с мышами оказывается лишь сном Маши. В связи с этим пришлось поменять местами несколько номеров и произвести косметические сокращения. Замечу, что и многие хореографы привносили свои нюансы в драматургию «Щелкунчика».

Главная задача, стоявшая передо мной и музыкальным руководителем спектакля Дмитрием Юровским, – раскрыть именно оперный потенциал сочинения. С одной стороны, мы сохранили, где это возможно, подлинные мотивы Чайковского; с другой, – заботились и об удобстве певцов. Наш подход – интегральный: к партитуре Чайковского прибавляется вокальная партия, причём в её основе также материал композитора (например, взятый из других пластов музыкальной ткани). По возможности, сохранена авторская оркестровка, однако в ряде случаев она облегчена (иначе не услышать певцов). Единственное, что я позволил себе сочинить, – арию Мышиного Короля на фоне боя (опять же из мотивов Чайковского).

При поддержке Департамента культуры города Москвы.