Опера в двух действиях для детей и не только

полезная информация

Снят с репертуара в 2023

Продолжительность 2 часа 15 минут (с одним антрактом)

Премьера состоялась 8 октября 2017

творческая команда

Либретто Адельхайд Ветте

Русский текст Екатерина Поспелова, Ольга Прохорова

Музыкальный руководитель Андрей Лебедев

Дирижеры Андрей Лебедев, Александр Жиленков

Режиссер Екатерина Одегова

Художники Этель Иошпа, Анна Кострикова

Хормейстер-постановщик Юлия Сенюкова

Хормейстер Мартин Кантемиров

Свет Тимофей Ермолин

Драматург Михаил Мугинштейн

Одна из лучших в мире детских опер теперь и в Новой Опере!

Премьера оперы «Гензель и Гретель» Энгельберта Хумпердинка (1854–1921) состоялась в 1893 году в Веймарском придворном театре под управлением самого Рихарда Штрауса, а меньше чем через год в Гамбурге ею дирижировал Густав Малер. Либретто по сказке братьев Гримм сочинила сестра композитора Адельхайд Ветте. В Москве за этой изумительной сказочной оперой закрепилось название «Пряничный домик, или Гензель и Гретель».

Режиссер Екатерина Одегова называет свою работу спектаклем для семейного просмотра. Не ограничившись рамками детского театра, постановочная команда наделила спектакль яркими костюмами, декорациями, интерактивом и забавными сценическими ситуациями (для детей),а также дополнительными смыслами и культурными аллюзиями (для их родителей).

Увлекательная сказка, замечательная музыка, волшебные сладости и настоящий праздник ждут вас в театре Новая Опера.

Михаил Мугинштейн

Драматург

Вспомним Антуана де Сент-Экзюпери: «Все мы родом из детства... Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит» («Маленький принц»). Это грустно, потому что дети во многом другое человечество, искреннее и чистое. Детская душа обращена к лучшему, что есть в нас. «Гензель и Гретель» волнует пробуждением нашей памяти, ожиданием чуда. Чтобы обрести себя, друг друга, нужно пройти испытания: совершить лесное странствие и справиться со злом. Только так люди волшебно перерождаются: опера Хумпердинка – образец позднего романтизма с идеей превращения. В центре – романтическое двоемирие, реальность и фантастика с тревогой и ворожбой леса. Здесь финал лесной поэзии Вебера, Мендельсона, Шуберта и Вагнера, особенно повлиявшего на Хумпердинка. «Гензель и Гретель» чарует насыщенной жизнью оркестра с развитой системой лейтмотивов. Этот «мини-Вагнер» – поэтическая зарисовка немецкого леса после вагнеровского «Зигфрида» («Шелест леса»). Самая удачная интерпретация в музыке великой сказки братьев Гримм, «Гензель и Гретель» венчает в XIX веке целое направление в Германии – сказочная опера (Märchenoper). Хумпердинк сумел соединить новации мифологической драмы Вагнера с богатой жизнью немецкой традиции. Подобно Гензелю и Гретель, поэтичный союз фольклора и фантастики нашел свою нишу, не заблудившись в лесу мифологии с ее соблазнительными, но опасными пряниками. Быть может, лучшая детская опера (идет во всем мире!),волшебная сказка звучит, конечно, не только для детей, но и для взрослых. Ее действие символично происходит в канун Рождества, когда в мир приходит чудо, и он отдается гармонии. Это достигается поступками детей: они искупают зло, которое заражает взрослых. Дети лучше нас. Вместе с ними мы можем испытать особое счастье гармонии мира и обратить свой взор к Богу.