Разговор об искусстве

полезная информация

Снят с репертуара в 2015

Продолжительность 1 час 50 минут (без антракта)

Премьера состоялась 4 октября 2012

творческая команда

Музыкальный руководитель и дирижер Валерий Крицков

Режиссер Алла Чепинога

Сценография и костюмы Виктор Герасименко

Компьютерная графика и анимация Сергей Савко, Роман Кулигин, Даниил Герасименко

Художник по свету Айвар Салихов

Хормейстер Юлия Сенюкова

Как решить любовный треугольник? Поручить соперникам написать оперу! Кто знает… Именно так поступила графиня Мадлен — главная герои­ня оперы Рихарда Штрауса «Каприччио». Вместе со своим братом, молодым графом, они принимают в своем имении группу гостей — артистов, которые прие­хали, чтобы отрепетировать представление, приуроченное ко дню рождения графини — большой любительницы искусства. В их числе поэт Оливье и композитор Фламанд, театральный директор Ла Рош, выступаю­щий в роли режиссера будущего действа, и знаменитая драматическая актриса Клэрон. Между репетиция­ми они едят, пьют и увлеченно спорят об искусстве. Поэт Оливье и композитор Фламанд борются за сердце Мадлен. Дело усугубляется тем, что Оливье и Фламанд — соперники не только в любви, но и в искусстве. Каждый из них считает свой вид творчества первостепенным. Чтобы разрешить спор, графиня поручает Оливье и Фламанду написать оперу, в которой каждый из них должен описать самого себя и возникшую ситуа­цию, а чем закончится опера, она решит сама и сообщит утром следую­щего дня. Каково же будет решение графини? Кого выберет Мадлен?

«Каприччио» (1941) — последняя опера Рихарда Штрауса на либретто дирижера Клеменса Краусса, написанное с участием композитора по сценарному плану Стефана Цвейга. Это опера об опере, полное юмора и остроумных музыкальных шуток произведение мастера, прошедшего долгий путь и достигшего свое­го понимания оперного искусства (Штраусу было 77, когда он закончил «Каприччио»). Любовный треугольник становится поводом для оригинальной театрализованной дискуссии о роли слова и звука в музыкальном театре, о предназначении в нем поэта и композитора. Главный вопрос, который заключен в «Каприччио», состоит в следую­щем: является ли поэтическое слово источником вдохновения для композитора или, наоборот, — музыкальная фантазия композитора предопределяет слова и действия, с которыми ей надлежит себя связать? Дискуссия «Что в опере важнее — слова или музыка» велась на протяжении нескольких столетий и волновала самого Штрауса. Разрабатывая идею «Каприччио», композитор писал либреттисту: «Надо создать остроумную драматическую парафразу на тему: сперва слово, потом музыка (Вагнер),или сперва музыка, потом слово (Верди),или только слова без музыки (Гете),или только музыка без слов (Моцарт)».

Несмотря на то, что в «Каприччио» затрагиваются серьезные эстетические вопросы, эта опера интересна и увлекательна. Спектакль включает в себя различные виды музыкально-театрального действа: чтение драмы, комический дуэт итальянских певцов, великолепную игру струнного секстета и даже балет! Поводом для наслаждения послужит и эффектное звучание штрау­совского оркестра, и элегантная обстановка дома графини. В «Каприччио» множество комических характеров и забавных ситуа­ций. Чего, например, стоит подвыпившая итальянская певица-сопрано или итальянский тенор, одержимый идеей получить свой аванс!

Штраус называл свое «Каприччио» «леденцом для знатоков». Дотошный любитель оперного искусства сумеет распознать в творении Штрауса цитаты и намеки на музыку Рамо, Куперена, Глюка, Верди, Вагнера и, конечно же, самого Штрауса, создавшего этот увлекательный музыкальный коктейль. «Каприччио» — это настрое­ние, каприз, причуда, внезапная идея, остроумное высказывание большого художника, резюмирую­щего еще раз опыт долгой жизни» (Э. Краузе).

Премьера «Каприччио» в Новой Опере 4 октября 2012 года — первое исполнение это произведения в России.

Алла Чепинога

Режиссер

«Каприччио» — произведение уникальное по своей природе, по авторскому определению, это «разговорная пьеса с музыкой». Так же уникален и наш спектакль: сочетание интеллектуальной музыки и гламурного оформления, простой истории и изощренной интерпретации… Мы постарались раскрыть вечную тему — что было первым: курица или яйцо, драма или музыка — сразу несколькими театральными языками. Метафорические декорации, видеоинсталляции, масочные характеры, элементы театра абсурда и много сюрпризов ожидает зрителя, пришедшего на спектакль. Театр, как и зеркало, есть отражение жизни, поэтому у нас в декорациях огромное количество зеркал, а что происходит в зазеркалье — в глубине женского любящего сердца наполненного искусством? Ответ на этот вопрос придется разгадать в финале спектакля.

Виктор Герасименко

Художник

Плавные линии декораций к «Каприччио» навея­ны музыкой оперы, которая отличается некой плавностью и незаостренностью самой темы. Там нет острых конфликтов, плавный разговор, беседа. Отсюда и пластика интерьера, в центре которого — лестница, незаконченность линий, подобно тому, как это используется в модерне. Но здесь нет модерна ни в перилах, ни в отделке. Я не прибегаю к стилизации, а использую смешанный стиль. Скорее всего, декорация напоминает современный павильон с большим количеством зеркал. Почему именно зеркала? Потому что в этой опере — «ненастоя­щесть», иллюзорность всего: отражение чувств, отражение любви, отражение персонажей. В сценографии используется экран. Это как часть современного интерьера: некий бассейн с плаваю­щими рыбами — то, что себе позволяют сегодня богатые люди. И в этом бассейне будет что-то происходить. Что — пока загадка. Это проекция, которая будет взаи­модействовать с реальностью. Опера Штрауса рассчитана на рафинированного зрителя, но я считаю, что подобные спектакли должны быть в театре. Именно такие произведения, как «Каприччио», воспитывают вкус.