Каприччио
полезная информация
- 12+
Снят с репертуара в 2015
Продолжительность 1 час 50 минут (без антракта)
Премьера состоялась 4 октября 2012
творческая команда
Музыкальный руководитель и дирижер Валерий Крицков
Режиссер Алла Чепинога
Сценография и костюмы Виктор Герасименко
Компьютерная графика и анимация Сергей Савко, Роман Кулигин, Даниил Герасименко
Художник по свету Айвар Салихов
Хормейстер Юлия Сенюкова
«Каприччио» (1941) — последняя опера Рихарда Штрауса на либретто дирижера Клеменса Краусса, написанное с участием композитора по сценарному плану Стефана Цвейга. Это опера об опере, полное юмора и остроумных музыкальных шуток произведение мастера, прошедшего долгий путь и достигшего своего понимания оперного искусства (Штраусу было 77, когда он закончил «Каприччио»). Любовный треугольник становится поводом для оригинальной театрализованной дискуссии о роли слова и звука в музыкальном театре, о предназначении в нем поэта и композитора. Главный вопрос, который заключен в «Каприччио», состоит в следующем: является ли поэтическое слово источником вдохновения для композитора или, наоборот, — музыкальная фантазия композитора предопределяет слова и действия, с которыми ей надлежит себя связать? Дискуссия «Что в опере важнее — слова или музыка» велась на протяжении нескольких столетий и волновала самого Штрауса. Разрабатывая идею «Каприччио», композитор писал либреттисту: «Надо создать остроумную драматическую парафразу на тему: сперва слово, потом музыка (Вагнер),или сперва музыка, потом слово (Верди),или только слова без музыки (Гете),или только музыка без слов (Моцарт)».
Несмотря на то, что в «Каприччио» затрагиваются серьезные эстетические вопросы, эта опера интересна и увлекательна. Спектакль включает в себя различные виды музыкально-театрального действа: чтение драмы, комический дуэт итальянских певцов, великолепную игру струнного секстета и даже балет! Поводом для наслаждения послужит и эффектное звучание штраусовского оркестра, и элегантная обстановка дома графини. В «Каприччио» множество комических характеров и забавных ситуаций. Чего, например, стоит подвыпившая итальянская певица-сопрано или итальянский тенор, одержимый идеей получить свой аванс!
Штраус называл свое «Каприччио» «леденцом для знатоков». Дотошный любитель оперного искусства сумеет распознать в творении Штрауса цитаты и намеки на музыку Рамо, Куперена, Глюка, Верди, Вагнера и, конечно же, самого Штрауса, создавшего этот увлекательный музыкальный коктейль. «Каприччио» — это настроение, каприз, причуда, внезапная идея, остроумное высказывание большого художника, резюмирующего еще раз опыт долгой жизни» (Э. Краузе).
Премьера «Каприччио» в Новой Опере 4 октября 2012 года — первое исполнение это произведения в России.

Алла Чепинога
Режиссер

Виктор Герасименко
Художник