М. Найман Пролог к опере «Дидона и Эней»; Г. Пёрселл «Дидона и Эней»

полезная информация

Снят с репертуара в 2018

Продолжительность 1 час 30 минут (без антракта)

Премьера состоялась 19 июня 2014

творческая команда

Музыкальный руководитель и дирижер Дмитрий Волосников

Идея спектакля и режиссер Наталия Анастасьева-Лайнер

Художник Юрий Хариков

Хормейстер Юлия Сенюкова

Хореограф Мариам Нагайчук — Эль Абдалла

Художник компьютерной анимации Ася Мухина

Художник по свету Сергей Скорнецкий

Спектакль DIDO — диптих, в который вошли опера Майкла Наймана «DIDO. Пролог», а также один из шедевров барокко — опера Генри Пёрселла «Дидона и Эней».

Композитор, музыковед, артист, дирижер, фотограф, режиссер-документалист, основатель собственной группы Campiello Band (ныне — Michael Nyman Band),командор Ордена Британской Империи (2008), лауреат и номинант премий Британской, Американской, Австралийской киноакадемий, премий Международного Каталонского кинофестиваля, «Золотой глобус» и других, Майкл Найман (р. 1944) — знаковая фигура современного искусства. Один из классиков минимализма, Найман завое­вал мировую известность на рубеже
1970-х — 1980-х годов благодаря сотрудничеству с кинорежиссером Питером Гринуэем. Среди самых известных гринуэевских саундтреков — «Контракт рисовальщика» (1982), «Отсчет утопленников» (1988), «Повар, вор, его жена и ее любовник» (1989), «Книги Просперо» (1991). Всего Найману принадлежит около 50 кинопартитур; среди них фильмы Майкла Уинтерботтома, Нила Джордана, Джейн Кэмпион.

В творчестве Наймана академическая и прикладная музыка, переплетаясь, создают единое стилистическое поле. Найман известен как автор симфонических, камерных, концертных сочинений, балетов, опер.

Майкл Найман — автор знаменитой книги «Экспериментальная музыка: Джон Кейдж и после него» (1974), первооткрыватель самого термина «минимализм», обозначаю­щего важнейшее направление в музыке второй половины XX века.

Идея создания оперы «DIDO. Пролог» принадлежит российскому режиссеру, основателю и художественному руководителю Маленького Мирового Театра Наталии Анастасьевой-Лайнер.

Наталия Анастасьева-Лайнер

Режиссер

«В мае 2003 года Маленький Мировой Театр осуществил постановку оперы Майкла Наймана «Человек, который принял свою жену за шляпу». Посетив премьерные спектакли, композитор назвал московскую интерпретацию оперы одной из самых удачных и пожелал продолжить сотрудничество. Одной из предложенных идей стала «опера по мотивам оперы» Пёрселла «Дидона и Эней». Так возникла опера «DIDO. Пролог». Известный российский поэт Вера Павлова сочинила либретто на русском языке, а переводчик Стивен Сеймур сделал эквиритмический английский перевод. В постановочном решении оперы «DIDO. Пролог» использованы уникальные факты премьеры оперы Генри Пёрселла «Дидона и Эней», которая состоя­лась в Пансионе благородных девиц в Челси в апреле 1689 года. Сочинение было представлено силами воспитанниц. Для исполнения партии Энея был приглашен хорошо известный в Англии и за ее пределами певец Генри Боуман. По мнению некоторых исследователей, «британский Орфей» Генри Пёрселл участвовал в постановке, исполнив партию чембало. Мы предлагаем современному зрителю свою версию событий, произошедших более трехсот лет назад. Музыкально-драматическое действо — это новая история: миф, пересказанный Вергилием, проецируется на маленький пансион в Челси, который становится новым Карфагеном. Создатели оперы выступают в ролях богов, а оперные роли почти мистически, независимо от участников, распределяются между ними»


Премьера концертной версии оперы «DIDO. Пролог» прошла в 2012 году в Перми. В рамках проекта DIDO в Новой Опере сочинение Наймана впервые ставится на театральной сцене.

К опере Пёрселла «Дидона и Эней» Новая Опера обращалась дважды. В 1999 году она звучала в концертном исполнении в Зеркальном фойе, а в 2013 была исполнена солистами Новой Оперы, хором студентов Пермского музыкального колледжа и оркестром Пермской государственной академии искусства и культуры. Постановка была решена как одноактная опера-балет. Режиссером концертной версии стала Наталия Анастасьева-Лайнер, а музыкальным руководителем в обоих случаях — Дмитрий Волосников. Вполне естественно, что именно он стал дирижером-постановщиком проекта DIDO.

Художник-постановщик спектакля — выдаю­щийся российский мастер, неоднократный обладатель Российской национальной театральной премии «Золотая маска» Юрий Хариков.