Театр Новая Опера / Балет Москва объявляет планы на 34 сезон (2024–2025), в котором продолжит открывать новые имена, неизвестные сочинения и развивать основные репертуарные направления.
3 октября 2024 состоится долгожданное повторное исполнение оперы «Доктор Атом» Дж. Адамса. Музыкальный руководитель и дирижер – Фёдор Леднёв. «Опера массового поражения», «История, актуальная от Адамса до наших дней», «Музыка в тротиловом эквиваленте» – такими громкими заголовками начинались статьи музыкальных критиков после первого российского исполнения «Доктора Атома» Дж. Адамса, которое состоялось в Новой Опере в январе 2023 года. Спустя полтора года CNN-опера о физике-теоретике Роберте Оппенгеймере, научном руководителе Манхэттенского проекта во время Второй мировой войны, вновь прозвучит на сцене театра в концертной версии и откроет 34 сезон.
19 января 2025 Крещенский фестиваль начнется с российской премьеры оперы «Ванесса» С. Барбера. Этот композитор никогда не придерживался экспериментальных музыкальных направлений XX века, его называют одним из представителей американского неоромантизма. При этом он создал первую «американскую большую оперу» – так в 1958 году определил «Ванессу» маэстро Димитрис Митропулос. В Новой Опере первое российское исполнение пройдет под управлением Андрея Лебедева. Постановку представит режиссер Дмитрий Волкострелов. Художник-постановщик – Лёша Лобанов.
28 марта 2025 состоится мировая премьера танцевального спектакля «Кармен в моей голове» в постановке Татьяны Багановой. В новой интерпретации хореограф уходит от канонических установок: партитуры Ж. Бизе и мелодраматической трактовки сюжета, в центре которого – любовная коллизия. Для Татьяны Багановой «Кармен» становится поводом для размышления о свободе и зависимости, об осознанности и инстинктивности, об объективном и иллюзорном. Абсолютно новую музыку, избегающую диалога с партитурой Бизе, создает Настасья Хрущёва. В этом спектакле она станет не только автором, но и одним из главных действующих лиц – неким условным Хозе, в голове которого разыгрывается история Кармен. Сценограф проекта Лариса Ломакина в визуальном решении отталкивается от образа бесконечной лестницы Маурица Эшера – так называемого «невозможного объекта», который ведет одновременно и вверх, и вниз. Художник по костюмам – Галя Солодовникова.
10 июля 2025 пройдет вторая оперная премьера сезона. Театр вновь обращается к «Волшебной флейте» – одной из главных партитур В.А. Моцарта. Последняя опера великого венского классика, включающая в себя множество жанровых компонентов, представляет каждый из них в безупречной форме. Именно поэтому многие великие композиторы (Людвиг ван Бетховен, Рихард Вагнер) считали «Волшебную флейту» совершенным образцом жанра. Для Новой Оперы постановка 2025 года станет третьим обращением к «Волшебной флейте» (зингшпиль уже был в репертуаре с 2006 по 2013 годы, а в 2020 году опера звучала на сцене театра в сокращенной версии с жанровым определением «Сказка с картинками»). Музыкальным руководителем и дирижером нового спектакля станет Филипп Чижевский. Режиссер-постановщик – Егор Перегудов. Художник-постановщик – Евгения Шутова.
Вокруг фигуры Моцарта в этом сезоне выстроен и цикл симфонических программ. Он получил название «Путь к Моцарту». В него вошли четыре программы: 7 ноября 2024 «Вебер» (дирижер – Сяобо Ху, солисты – Ольга Давнис / фортепиано, Сергей Елецкий / кларнет); 14 февраля 2025 «Шуберт» (дирижер – Клеман Нонсьё); 12 марта 2025 «Гайдн» (дирижер – Павел Романенко, солист – Александр Рудин / виолончель); 29 апреля 2025 «Моцарт» (дирижер – Филипп Чижевский).
27 февраля 2025 специальный проект будет посвящен 80-летию со дня рождения Натальи Попович, которая вместе со своим супругом Евгением Владимировичем Колобовым стояла у истоков Новой Оперы, с 1991 по 2017 годы была главным хормейстером театра, а также в течение нескольких лет возглавляла художественно-творческую коллегию.
С 23 по 27 октября 2024 артисты Новой Оперы выступят в Сочи на федеральной территории «Сириус». 23 октября в исполнении солистов, хора и оркестра театра прозвучит концертная версия «Иоланты» П.И. Чайковского, дирижер – Андрей Лебедев. 25 октября состоится концертное исполнение оперы «Почтальон из Лонжюмо» А. Адана, дирижер – Клеман Нонсьё. 27 октября хор Новой Оперы под управлением Юлии Сенюковой исполнит сочинение А.Г. Шнитке – Концерт для хора на стихи Г. Нарекаци, а также «Покаянный канон» А. Пярта. Оперы прозвучат в Большом зале Университета «Сириус», хоровой концерт пройдет в зале «Атом».
16 ноября 2024 на сцене Санкт-Петербургской филармонии имени Д.Д. Шостаковича прозвучит одна из резонансных программ цикла «Брукнер+», проходившего в Новой Опере в минувшем сезоне. Концерт объединяет сочинения двух австрийских композиторов: Ганса Ротта (забытого гения, незаурядного мастера, который прожил всего 25 лет) и Антона Брукнера (величайшего симфониста, автора грандиозных духовных сочинений). Солистка – Мария Буйносова. Дирижер – Фёдор Леднёв.
Весной 2025 Новая Опера и Пермский театр оперы и балета продолжат сотрудничество в формате обменных гастролей. 28 и 29 марта Новая Опера представит в Перми недавнюю премьеру – спектакль «Война и мир. Наташа и Андрей» С.С. Прокофьева, где большинство партий исполняют артисты Молодежной оперной программы Большого театра России. Музыкальный руководитель и дирижер – Тимур Зангиев. 18 и 19 апреля Пермская опера выступит в Москве с «Человеческим голосом» Ф. Пуленка – моноспектаклем Надежды Павловой в постановке Дмитрия Волкострелова. Музыкальный руководитель и дирижер – Владимир Ткаченко.
В новом сезоне продолжит работу Образовательный кластер Новой Оперы (ОКНО), уникальное подразделение театра, не имеющее аналогов в России и открывающее окно в оперу и современный танец для зрителей разного возраста, достатка, вкусов и убеждений. Главная задача Образовательного кластера в сезоне 2024–2025 – сделать театр Новая Опера еще более открытым и доступным, а также поделиться опытом работы с аудиторией с коллегами в Москве и других городах России. Осенью 2024 начнется новый этап проекта «Я иду в театр Новая Опера», бесплатной программы Образовательного кластера для детей с аутизмом. Она была запущена в ноябре 2023, чтобы предоставить возможность посетителям с аутизмом опыт похода в театр. В грядущем сезоне партнерами Образовательного кластера по проведению программы «Я иду в театр Новая Опера» станут несколько российских музыкальных и драматических театров. Масштабная работа Образовательного кластера обеспечивается поддержкой партнера театра Аркадия Ротенберга.
СМИ:
Коммерсантъ, Татьяна Кузнецова и Сергей Ходнев, 4 июня 2024
«Флейты» голос нервный да надежды злые
The Blueprint, 3 июня 2024
Новая Опера объявила планы на грядущий 34 сезон
Telegram-канал «Культурный повод», 3 июня 2024
Театр Новая Опера / Балет Москва объявил планы на 34 сезон
Музыкальная жизнь, 4 июня 2024
Театр Новая Опера / Балет Москва объявил планы на новый сезон
Музыкальное обозрение, 3 июня 2024
Театр Новая Опера: планы сезона 2024/2025
Платформа «Смотрим», 4 июня 2024
Театр Новая Опера объявил планы на будущий сезон
Фото – Екатерина Христова