Московский театр Новая Опера имени Е.В. Колобова объявляет планы на 35 сезон (2025/2026). Главное событие сезона – празднование 80-летия со дня рождения основателя Новой Оперы, выдающегося дирижера Евгения Владимировича Колобова (1946–2003). Этой юбилейной дате будет посвящен традиционный Крещенский фестиваль, который откроется премьерой оперы «Царская невеста» Н.А. Римского-Корсакова. С именем Евгения Владимировича связана и премьера оперы «Набукко» Дж. Верди в версии semi-stage – она откроет 35 сезон. Кроме того, состоится премьера танцевального спектакля «Щелкунчик. Несказка» на музыку П.И. Чайковского. Специальными концертными программами театр отметит 70-летие композитора Леонида Десятникова и 75-летие дирижера Александра Самоилэ. Также запланированы гастроли в Геленджик и Санкт-Петербург со спектаклем «Свадебка» на музыку И.Ф. Стравинского с прологом и эпилогом Н. Попова. Новые программы представит Образовательный кластер Новой Оперы (ОКНО).
В новом сезоне маэстро Фёдор Безносиков присоединится к команде Новой Оперы в качестве музыкального руководителя театра.
ОПЕРА
3 октября 2025
Дж. Верди «Набукко»
Опера в версии semi-stage
Музыкальный руководитель и дирижер Александр Самоилэ
Режиссер-постановщик Виктория Агаркова
Хормейстер Юлия Сенюкова
Художник по свету Майя Шавдатуашвили
35 сезон театр Новая Опера откроет премьерой оперы «Набукко» Дж. Верди в версии semi-stage. Музыкальный руководитель и дирижер, народный артист Республики Молдова Александр Самоилэ выбрал это сочинение не случайно. Главная причина кроется в невероятной любви маэстро к музыке Джузеппе Верди. Он признан знатоком и блестящим интерпретатором итальянской оперы в целом и музыки Верди в частности. В последние годы под управлением Александра Самоилэ на сцене Новой Оперы состоялись российские премьеры вердиевских опер «Стиффелио» и «Разбойники».
Опера «Набукко» для Александра Самоилэ связана с именем Евгения Колобова. Известно, что Колобов боготворил Верди, уделял большое внимание его творчеству. В июне 2003 года в день похорон Евгения Владимировича Александр Самоилэ дирижировал оперой «Набукко», он узнал о смерти Колобова буквально за несколько часов до спектакля в античном театре Эфеса. Внезапное известие о смерти коллеги, друга, соученика по классу Марка Павермана в Уральской консерватории поразило Александра Григорьевича, и только музыка Верди помогла ему собраться с духом, чтобы встать за пульт в тот вечер. Спустя годы, в 2019, маэстро Самоилэ был приглашен в Новую Оперу продирижировать спектаклем «Набукко» на Крещенском фестивале, после чего стал главным дирижером театра (занимал пост с 2019 по 2021).
Для самого Джузеппе Верди эта опера тоже стала поворотной. «С оперы "Набукко" действительно началась моя творческая карьера», – говорил композитор. Это его первая опера, получившая огромный успех на сцене (Ла Скала, 1842). Именно она стала сочинением, после которого Верди, переживший творческие провалы и личную трагедию (смерть жены и двух детей), в один день стал знаменитым.
19 января 2026
Н.А. Римский-Корсаков «Царская невеста»
Музыкальный руководитель и дирижер Дмитрий Лисс
Режиссер-постановщик Евгений Писарев
Сценограф Зиновий Марголин
Художник по костюмам Мария Данилова
Художник по свету Александр Сиваев
Хормейстер Юлия Сенюкова
Премьера «Царской невесты» Н.А. Римского-Корсакова в постановке художественного руководителя Московского драматического театра имени А.С. Пушкина, заслуженного артиста РФ Евгения Писарева откроет Крещенский фестиваль в Новой Опере – 2026.
Эта опера занимала в жизни и творчестве Евгения Колобова совершенно особое место. Его единственная дочь родилась в тот момент, когда он дирижировал «Царской невестой», и девочку, конечно же, назвали Марфой в честь главной героини, что навсегда сделало оперу очень личным и дорогим для него произведением. Но и Колобов-дирижер считал партитуру Н.А. Римского-Корсакова одним из важнейших произведений оперного жанра. В сезоне 2025/2026 премьера «Царской невесты» посвящается основателю Новой Оперы – «неистовому маэстро», отдавшему всю свою жизнь беззаветному служению Музыке.
Еще в 1970-е годы Евгений Колобов поставил «Царскую невесту» в Свердловском театре оперы и балета, но спектакль был снят. Колобов возвращался к партитуре вновь и вновь. Семь лет дирижировал этой оперой в Мариинском театре. Но его не покидала мечта поставить свою «Царскую невесту» так, как ему она виделась. Он составил шесть вариантов партитуры, нашел своего режиссера, но осуществить замысел не успел. Спектакль появился на сцене Новой Оперы уже после его смерти (был в репертуаре с 2005 по 2023).
19 января 2026, в день рождения Евгения Колобова, премьеру «Царской невесты» представит музыкальный руководитель и дирижер, народный артист РФ Дмитрий Лисс. Здесь протягивается еще одна важная историческая линия: творческая деятельность Дмитрия Лисса связана с Екатеринбургом (он художественный руководитель и главный дирижер Уральского академического филармонического оркестра) – городом, где прошло творческое становление Евгения Колобова и где он продирижировал своей первой «Царской невестой».
БАЛЕТ
20 февраля 2026
«Щелкунчик. Несказка» на музыку П.И. Чайковского
Музыкальный руководитель и дирижер Антон Торбеев
Авторы либретто: Татьяна Белова, Павел Глухов
Хореограф-постановщик Павел Глухов
Сценограф Лариса Ломакина
Художник по костюмам Светлана Тегин
Главной премьерой балетной части сезона станет спектакль «Щелкунчик. Несказка» в постановке хореографа Павла Глухова. В новой интерпретации легендарной музыки Петра Ильича Чайковского хореограф-постановщик и команда авторов уходят от привычного понимания известного балетного сюжета как детского-семейного и тотально сказочного. Здесь не будет персонажей Гофмана: это история почти о наших современниках, обычных людях с присущими им волнениями и тревогами, с наивностью молодости, разочарованиями взросления и вновь обретенной надеждой.
Как и в прорывной «Свадебке», Павел Глухов наполняет условно-танцевальный сюжет содержанием психологической драмы, рассказанной языком современного танца. Меняется место и время действия, трансформируется система персонажей: Щелкунчик и Дроссельмейер становятся юной и повзрослевшей версией одного и того же – главного – героя.
КОНЦЕРТ
17 октября 2025
«Утраченные иллюзии»
Концерт к 70-летию Леонида Десятникова
Несколько программ 35 сезона театр Новая Опера посвятит 70-летию Леонида Десятникова (род. 1955). Первый вечер получил название «Утраченные иллюзии». Прозвучит музыка из одноименного балета, который был написан по заказу Большого театра России, премьера состоялась в 2011 году. В основе – либретто Владимира Дмитриева по мотивам романа Оноре де Бальзака «Утраченные иллюзии». Бальзаковский поэт Люсьен здесь превратился в композитора, который ищет признания в главном театре Франции. Как отмечает сам Леонид Десятников, в оркестре большую роль играет солирующее фортепиано – инструмент Люсьена. Иногда это почти концерт для фортепиано с оркестром. В Новой Опере партию фортепиано исполнит Валентин Малинин, лауреат XVII Международного конкурса имени П.И. Чайковского. Музыка из балета прозвучит в исполнении оркестра Новой Оперы под управлением Фёдора Леднёва. Маэстро сотрудничает с Новой Оперой с 2023 года, когда он представил первое российское исполнение оперы «Доктор Атом» Дж. Адамса. Затем под его управлением звучали сочинения Антона Брукнера и Ганса Ротта (в рамках цикла «Брукнер+» и на гастролях в Санкт-Петербургской филармонии), Сэмюэла Барбера и Леонарда Бернстайна (в рамках Крещенского фестиваля –2025).
Также к 70-летию Леонида Десятникова 20 мая 2026 года в Новой Опере пройдет камерный концерт в «перевернутом формате», когда и артисты, и зрители находятся на сцене театра. В программе – камерная опера «Бедная Лиза», «Как старый шарманщик» для скрипки и фортепиано, квинтет «Эскизы к Закату».
7 ноября 2025
Концерт к 75-летию Александра Самоилэ
Дирижер Новой Оперы, народный артист Республики Молдова Александр Самоилэ празднует 75-летие. Свой творческий вечер он решил провести в теплом семейном кругу – на сцену выйдут дочери Александра Григорьевича: Анна Самуил (сопрано) и Татьяна Самуил (скрипка). Обе сделали блестящую музыкальную карьеру. Обе выиграли самые престижные конкурсы. Обе в один год (2002) стали лауреатами третьей премии Международного конкурса имени П.И. Чайковского – каждая в своей номинации.
Татьяна Самуил, окончив Московскую государственную консерваторию имени П.И. Чайковского, поступила в аспирантуру Королевской консерватории в Брюсселе в класс Игоря Ойстраха. Сегодня она – профессор Королевской консерватории в Антверпене. Играет на скрипке Страдивари (1717), ранее принадлежавшей легендарному скрипачу Фрицу Крейслеру.
Анна Самуил тоже начинала как скрипачка, но затем выбрала вокальную карьеру. Она окончила Московскую консерваторию в классе Ирины Архиповой. Стала ведущей солисткой Берлинской государственной оперы по приглашению Даниэля Баренбойма. Анна выступала в Ла Скала, Метрополитен-опере и на других мировых сценах.
Александр Самоилэ, комментируя замысел юбилейного вечера, сказал, что хочет доставить зрителям удовольствие, наслаждение, чтобы этот концерт был легким и веселым. Таков и сам Александр Григорьевич – добродушный, лучезарный, мягкосердечный. Для программы он выбрал самую любимую музыку – сочинения Дж. Верди, Дж. Россини, Ф. Мендельсона, Л. ван Бетховена, Р. Вагнера, Р. Штрауса, И. Кальмана.
5 декабря 2025, 27 февраля, 26 марта, 23 апреля 2026
DSCH+
Цикл симфонических программ
Новая Опера продолжает традицию проведения симфонических программ. В последние годы такие циклы тематически объединяют сезоны и становятся подготовкой к премьерам (например, цикл «Путь к Моцарту» в сезоне 2024/2025 перед премьерой «Волшебной флейты») или посвящением юбилейным датам (130-летие со дня рождения С.С. Прокофьева в сезоне 2021/2022, 200-летие со дня рождения Антона Брукнера в сезоне 2023/2024).
В сезоне 2025/2026 исполнится 120 лет со дня его рождения и 50 лет со дня смерти Дмитрия Дмитриевича Шостаковича (1906–1975). Название цикла DSCH+ уже звучит само по себе, ведь это монограмма (ре – ми-бемоль – до – си), музыкальный автограф композитора. В программы вошли сочинения Шостаковича и других композиторов – старших и младших современников, учителей, друзей, тех авторов, кто его вдохновлял (Н.А. Римский-Корсаков, А.К. Глазунов, Г.Н. Попов, А. Берг, Б. Бриттен). Какой была музыка в эту эпоху, как менялся стиль композитора от раннего творчества к позднему, из каких музыкальных импульсов складывался мастер универсального дарования, оставивший наследие практически во всех жанрах, продолжатель традиций и при этом голос своего времени.
Программы готовят дирижеры Любовь Носова, Даниил Коган (5 декабря), Фёдор Леднёв (27 февраля), Фёдор Безносиков (26 марта), Клеман Нонсьё (23 апреля). В концертах примут участие солисты: заслуженный артист РФ Александр Гиндин (фортепиано), лауреат международных конкурсов, в том числе конкурса имени Фредерика Шопена в Китае, Александра Стычкина (фортепиано), лауреат международных конкурсов, в том числе конкурса скрипачей им. Никколо Паганини в Москве, конкурса им. Карла Нильсена в Дании, концертмейстер оркестра musicAeternaОльга Волкова (скрипка), лауреат международных конкурсов, основатель Квартета имени Валентина Берлинского и Московского оркестра «Новая камерата», дирижер ряда спектаклей Новой Оперы и музыкальный руководитель мировой премьеры спектакля «Кармен в моей голове» Н. Хрущёвой Павел Романенко (альт) и другие.
КРЕЩЕНСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ
Крещенский фестиваль в Новой Опере пройдет в начале 2026 года и традиционно начнется 19 января, в день рождения Евгения Колобова и в праздник Крещения. Проект продлится до 4 февраля. Он будет посвящен 80-летию со дня рождения Евгения Колобова, и вся программа будет связана с его именем. Фестиваль откроется новой постановкой «Царской невесты» Н.А. Римского-Корсакова, также запланированы хоровые и симфонические вечера, исполнение уникального сочинения, написанного по заказу маэстро.
ГАСТРОЛИ
Один из самых успешных премьерных спектаклей последних сезонов – «Свадебка» И.Ф. Стравинского с прологом и эпилогом Н. Попова – отправляется на гастроли. 7 сентября 2025 показ пройдет в рамках Фестиваля актуальной культуры «Сезоны» в Геленджике, 7 апреля 2026 – в рамках Международного фестиваля балета Dance Open в Санкт-Петербурге.
Спектакль – обладатель Гран-при Премии в области современного искусства «Московская Арт Премия» (Moscow Art Prize). Удивительной особенностью постановки стал именно жанр: «Русские хореографические сцены с пением и музыкой» – образец синтетического искусства, где объединяются оперные солисты, танцовщики Балета Москва, артисты хора, исполнители на ударных инструментах, фольклорный ансамбль Hodíla ízba. Партии фортепиано звучат на дисклавирах – механических пианино, как и задумывал Стравинский. Трактовка современного композитора Николая Попова (специально для спектакля он написал пролог и эпилог) и хореографа Павла Глухова (он рифмует «Свадебку» с пьесой «Гроза» А.Н. Островского) возвращает этому сочинению аутентичность.
ОКНО (Образовательный кластер Новой Оперы)
Все основные форматы Образовательного кластера Новой Оперы останутся в афише – оперные программы для малышей, мастер-классы и семейные дни в опере для ребят школьного возраста, проектные мастерские для подростков, творческие занятия для взрослых, цифровые лекционные проекты к премьерам.
Но уже осенью появится несколько новых программ:
- Новый вокальный курс для взрослых без музыкальной подготовки.
- Новый абонемент игровых музыкальных занятий для детей 8+.
- Новые возможности для взаимодействия с театром для школ и школьных педагогов.
- Творческая лаборатория для глухих и слабослышащих участников.
- Музыкальные мероприятия для слепых и слабовидящих участников.
- Новогодняя семейная программа на главной сцене Новой Оперы.
Дальнейшее развитие получит и уникальная программа для детей с аутизмом «Я иду в театр Новая Опера», направленная на создание комфортной среды для посещения театра детьми с расстройствами аутистического спектра.
Работа Образовательного кластера проходит при поддержке партнера театра Аркадия Ротенберга.