М.C. Вайнберг

«Пассажирка»

«Пассажирка»

Опера в двух действиях


Музыкальный руководитель и дирижер: Ян Латам-Кёниг

Дирижер: Андрей Лебедев

Режиссер: Сергей Широков

Сценография: Лариса Ломакина

Костюмы: Игорь Чапурин

Хормейстер: Юлия Сенюкова

Свет: Айвар Салихов


Продолжительность спектакля 3 часа (с одним антрактом)


Премьера состоялась 27 января 2017

Рекомендовано детям старше 18 лет


«Пассажирка» Моисея (Мечислава) Вайнберга — опера с невероятно тяжелой, изломанной и, сейчас это уже очевидно, — счастливой судьбой. Эта опера — об Освенциме, о людях, которые становятся маленькими винтиками» в беспощадной «фабрике смерти», о преступлении и возмездии, которые не имеют срока давности. «Пассажирка» Вайнберга сегодня встала в один ряд с главными произведения­ми искусства нашего времени, посвященными этой теме: от «Ночного портье» Лилианы Кавани до «Благоволительниц» Джонатана Литтелла. И в этом ряду — оказалась одной из первых.

Композитор закончил работу над партитурой «Пассажирки» (либретто Александра Медведева по повести польской писательницы Зофьи Посмыш)
в 1968 году. Опера была восторженно принята коллегами-композиторами. Дмитрий Шостакович писал, что «это сочинение нужное, необходимое в наше время». Большой театр принял «Пассажирку» к постановке. Но внезапно все рухнуло. Театры отменяют анонсированные премьеры, вокруг оперы образуется «заговор молчания». Почти сорок лет «Пассажирка» была в опале. И лишь
в 2006 году в Москве состоялась премьера версии semi-stage. В феврале 2010 года концертное исполнение прошло в Новосибирске. Но настоящее триумфальное шествие «Пассажирки» началось после сценической премьеры на фестивале в Брегенце (июль 2010). В октябре того же года опера Вайнберга была поставлена в Варшаве, затем последовали спектакли в Лондоне (2011),Мадриде (2012),Карлсруэ (2013),Хьюстоне (2014; позднее в том же году эта версия гостила на фестивале в Линкольн-центре, Нью-Йорк),Чикаго и Франкфурте-на-Майне
(оба — 2015). В России в 2014 году прошло концертное исполнение оперы (Пермь),а в сентябре 2016 года опера впервые в нашей стране была поставлена в Екатеринбурге.

Московская премьера сочинения состоялась 27 января 2017 года в Новой Опере. Эта дата выбрана не случайно. 27 января во всем мире отмечается международный день памяти жертв Холокоста. Именно в этот день советские войска освободили концентрационный лагерь Освенцим. И сейчас можно с уверенностью сказать: московская премьера «Пассажирки» стала событием не только в культурной, но в общественной и международной жизни столицы.

«Пассажирка» собрала «звездную» команду постановщиков и исполнителей. Режиссер-постановщик спектакля — телевизионный режиссер Сергей Широков, для которого это первый опыт в оперном театре. Однако его режиссерские работы на телевидении известны практически всем нашим соотечественникам. Уже много лет именно Сергей Широков — режиссер-постановщик главных развлекательных программ на телеканале «Россия».

Художник-постановщик — Лариса Ломакина, которую московская публика прекрасно знает по многим выдающимся спектаклям в драматическом театре, в том числе по совместной работе с режиссером Константином Богомоловым.

Художник по костюмам — знаменитый российский модельер и дизайнер одежды Игорь Чапурин. Он — помимо своих работ в области haute couture — неоднократно сотрудничал с драматическими и балетными театрами как в России, так и за рубежом.

Сергей Широков, режиссер:

«Пассажирка» для меня — не просто опера в ряду других произведений музыкального театра ХХ века. «Пассажирка» — это колоссальное эмоциональное напряжение, это такое абсолютно «прямое высказывание», в некоторых эпизодах очень трогательное и даже сентиментальное, а в некоторых моментах — безумно жестокое. Это почти античная драма — очень внятная, несмотря на сложность оркестровой фактуры и сверхэкспрессию вокальной речи. «Пассажирка» дает возможность современному режиссеру работать, используя все находящиеся в его распоряжении средства выразительности и художественные языки, в том числе далекие от традиционных оперных стереотипов. В этом смысле «Пассажирка» — «открытая форма». Но это еще и очень «классическое» произведение, в котором нравственное послание, этический стержень дают четкие ограничения для любых наших фантазий…

За постановку оперы «Пассажирка» М.С. Вайнберга в Московском театре Новая Опера имени Е.В. Колобова коллективу в составе Натальи Креслиной (Марта),Валерии Пфистер (Лиза),Дмитрия Пьянова (Вальтер) и Сергея Широкова (режиссер) в 2018 году присуждена Премия города Москвы в области литературы и искусства в номинации «Музыкальное искусство».

Катя — Кристина Бикмаева, Марта — Наталья Креслина, Тадеуш — Илья Кузьмин. 27.01.2019. Фото — Д. КочетковКатя — Кристина Бикмаева, Марта — Наталья Креслина. 26.01.2019. Фото — Д. КочетковЛиза — Мария Патрушева, Марта — Наталья Креслина, Тадеуш — Илья Кузьмин. 27.01.2019. Фото — Д. КочетковЛиза — Мария Патрушева. 26.01.2019. Фото — Д. КочетковТадеуш — Илья Кузьмин, Лиза — Валерия Пфистер. 15.05.2017. Фото — Д. КочетковИветта, француженка — Ольга Ионова. 15.05.2017. Фото — Д. КочетковТадеуш — Илья Кузьмин, Марта — Наталья Креслина. 15.05.2017. Фото — Д. КочетковМарта — Галина Бадиковская. 18.02.17. Фото — Д. КочетковМарта — Галина Бадиковская. 18.02.17. Фото — Д. КочетковМарта — Наталья Креслина, Лиза — Валерия Пфистер. 27.01.17. Фото — Д. КочетковЛиза — Валерия Пфистер, Вальтер — Дмитрий Пьянов. 27.01.17. Фото — Д. КочетковИветта, француженка — Елена Терентьева, Хана, еврейка — Светлана Злобина, Власта, чешка — Ольга Терентьева. 27.01.17. Фото — Д. КочетковЛиза — Валерия Пфистер, Первый офицер СС — Виталий Ефанов. 27.01.17. Фото — Д. КочетковБронка — Александра Саульская-Шулятьева. 27.01.17. Фото — Д. КочетковМарта — Наталья Креслина, Лиза — Валерия Пфистер, Тадеуш — Артем Гарнов. 27.01.17. Фото — д. КочетковКатя, русская партизанка — Виктория Шевцова, Кристина, полька — Полина Шамаева, Старуха — Екатерина Кичигина. 27.01.17. Фото — Д. КочетковМарта — Наталья Креслина, Кристина, полька — Полина Шамаева, Власта, чешка — Ольга Терентьева, Катя, русская партизанка — Виктория Шевцова, Хана, еврейка — Светлана Злобина, Капо, надзирательница — Наталья Кириллова. 27.01.17. Фото — Д. КочетковЛиза — Валерия Пфистер. 27.01.17. Фото — Даниил КочетковМарта — Наталья Креслина, Лиза — Валерия Пфистер, Вальтер — Дмитрий Пьянов. 20.01.17. Фото — Даниил Кочетков

Пресса

Спектакль в Новой опере оказался первой театральной «Пассажиркой» в Москве с ее сложнейшей для оперы фактурой: концлагерь, пытки людей, расстрелы, издевательства, колючая проволока. Но опера Вайнберга — это не только кошмар Освенцима, но и тема человеческой совести, ада всечеловеческой души, мучающейся от совершенных преступлений и безвозвратных потерь жизней. Это та нестерпимая боль, которая жгла самого Вайнберга, потерявшего всю семью в польском концентрационном лагере. Камеры на сцене, работающие в режиме лайф, выводят на экран крупные планы, создающие документальный формат хроники лагеря смерти. 

Ирина Муравьева, Российская газета,
30 января 2017

В Новую Оперу «Пассажирка» пришла как продюсерский проект Иосифа Кобзона, а название выбрал Сергей Широков — режиссер с телевидения, дебютировавший в театре. Его работу можно назвать профессиональной, опыт телевизионщика пригодился в организации картинки, крупные планы и постановочные кадры грамотно увязаны со сценографией Ларисы Ломакиной и костюмами Игоря Чапурина. Нары, колючая проволока, бритые головы и полосатые робы заключенных — все как будто сошло с киноэкранов.

Пётр Поспелов, Ведомости,
30 января 2017

Вопреки ожиданиям зловещая тень шоу-бизнеса и непривычный для оперного мира повышенный уровень пиара не наделали вреда.
У «Пассажирки» — теперь уже московской — снова заслуженный успех.

Можно упрекнуть постановщиков, что терпкими для оперного театра приемами они пользуются как-то слишком уж легко, невыстраданно и нерасчетливо. Что видеоряд иногда избыточен и отвлекает от музыки, которая вовсе не нуждается в постоянных подпорках.

Но «Пассажирка» — не совсем обычная опера: она еще и документ, и плакат, и киномонтаж. И телевизионная прямолинейность ее не оскорбляет, наоборот, может помочь достучаться до всех сидящих в зале.

И уж точно никаких шансов остаться равнодушными им не оставляет стоящий за пультом главный дирижер театра Ян Латам-Кёниг. Он бьет наотмашь, вытаскивая из музыки Вайнберга всю ее бескомпромиссную резкость, задавленную красоту и роскошь прямого высказывания, почти невозможную в наше время. 

Екатерина Бирюкова, Colta.ru,
31 января 2017

«Пассажирка» в Новой Опере — один из тех спектаклей, которые заставляют думать не столько о его форме или качестве, сколько о глобальных исторических, нравственных и гуманистических принципах существования человека. И о той катастрофе, которую может навлечь нарушение этих принципов. <…> Это еще один рывок в триумфальном возвращении творчества замечательного композитора к российской публике. 

Екатерина Кретова, Московский комсомолец,
28 января 2017

Для меня же главными стали сцены в концлагере и характеры заключенных: русская Катя — Виктория Шевцова, полька Кристина — Полина Шамаева, чешка Власта — Ольга Терентьева, еврейка Хана — Светлана Злобина, француженка Иветта — Елена Терентьева, Старуха — Екатерина Кичигина, Бронка — Александра Саульская-Шулятьева. Как они заботятся и поддерживают друг друга. <…> Под влиянием режиссера и, конечно же, музыки Вайнберга все эти артистки растворились в своих героинях и создали яркие запоминающиеся образы.

Елизавета Дюкина, Newsmuz.com,
13 февраля 2017

Контакты

Кассы:
Режим работы:
Пн – вс: 11:00 – 20:00. Перерыв: 15:00 – 15:30