С.С. Прокофьев

«Маддалена»

«Маддалена»

Опера в одном действии


Музыкальный руководитель и дирижер: Ян Латам-Кёниг

Дирижер: Валерий Крицков

Режиссер: Алексей Вэйро

Сценография и костюмы: Этель Иошпа

Хормейстер: Юлия Сенюкова

Художник по свету: Сергей Скорнецкий


Продолжительность спектакля 50 минут (без антракта)


Премьера состоялась 4 мая 2016

Рекомендовано детям старше 16 лет


В год 125-летия со Дня рождения Сергея Сергеевича Прокофьева (1891–1953) театр Новая Опера представил одно из самых мистических произведений композитора.

О создании оперы Сергей Прокофьев упоминает в своей «Автобиографии»:

«Летом 1911 года я написал одноактную оперу «Маддалена» по одноименной пьесе барона Ливена… Барон Ливен оказался молодою светской дамой, более приятной в общении, чем талантливой в драматургии. Однако в «Маддалене», действие которой происходит в Венеции в XV веке, оказалось наличие конфликта, любви, измены, убийства…».

Маддалена — коварная обольстительница, прекрасная, как день, и дьявольски опасная, словно ночь, — центральный образ венецианской драмы. Прилежная жена Дженаро и страстная любовница Стеньо с ловкостью колдуньи сталкивает соперников, а после хладнокровно наблюдает за поединком. В смертельной схватке оба гибнут, сама же Маддалена изящно оборачивается жертвой.

В оперном наследии композитора сложно найти произведение с более загадочной судьбой, чем «Маддалена». В 1911 и 1913 годах Прокофьев написал две клавирные редакции оперы, однако ни запланированная на сезон 1913/14 премьера в Московском Свободном театре, ни последующие попытки исполнения ни к чему не привели. А в середине 30-х годов композитору пришлось расстаться с «Маддаленой» навсегда. Ее рукопись оказалась в Париже, в архиве Российского музыкального издательства, которое позже перешло в собственность английской фирмы Boosey & Hawkes. В начале 1970-х годов сочинение попало в руки известного английского дирижера и композитора Эдварда Даунса. Решив возродить оперу, Даунс с большим тактом и вкусом завершил партитуру в характерном прокофьевском стиле. 25 марта 1979 года «Маддалена» впервые прозвучала на радиостанции ВВС, а первая сценическая постановка состоялась в 1981 году на фестивале в Граце (Австрия). Отечественная история оперы возобновилась лишь 75 лет спустя после создания произведения — дирижер Геннадий Рождественский записал первую грампластинку «Маддалены», а в сентябре 1987 года эта запись прозвучала на Всесоюзном радио. (Н.П. Савкина)

К ранней опере Прокофьева Новая Опера впервые обратилась в начале своего творческого пути; это случилось в 1991 году, когда весь мир праздновал 100-летие со Дня рождения композитора. В конце сентября солисты, хор и оркестр Новой Оперы исполнили «Маддалену» на фестивале Sagra Musicale Umbra в Перудже (Италия),а 29 декабря — на фестивале «Декабрьские вечера Святослава Рихтера» в Москве. Обоими концертными исполнениями дирижировал Евгений Колобов.

Алексей Вэйро, режиссер:

Интрига закручена вокруг женской натуры, которая не может быть познана мужчинами до конца, она неуловима. Два героя познают ее каждый по-своему: художник — через форму, воспроизводя ее в карандашных набросках, портретах маслом, скульптуре из камня, из бронзы… Второй (в оригинале — алхимик) приближен к современности: он исследователь человеческих душ, психолог. Он идет через ее глубины, ее бессознательное и сексуальное начала. Когда судьба сталкивает их всех в одном пространстве, они пытаются как бы с двух сторон собрать воедино этот образ: ты же такая, — нет, ты вот такая! И гибнут от этого. А женщина остается свободной.

Маддалена — Валерия Пфистер. 04.05.2016. Фото — Даниил КочетковМаддалена — Таисия Ермолаева, Дженаро — Дмитрий Пьянов. 05.05.2016. Фото — Даниил КочетковМаддалена — Валерия Пфистер, Дженаро — Дмитрий Пьянов. 04.05.2016. Фото — Даниил КочетковДженаро — Дмитрий Пьянов, Стеньо — Анджей Белецкий. 04.05.2016. Фото — Даниил КочетковМаддалена — Валерия Пфистер, Дженаро — Дмитрий Пьянов, Стеньо — Анджей Белецкий. 04.05.2016. Фото — Даниил Кочетков

Пресса

Само имя Маддалена, Магдалина содержит отсылку к библейской истории грешницы, ставшей святой, и по музыке воплотить такое преображение, в принципе, возможно. Но режиссер принимает решение по очевидному пути не идти — у него героиня остается без преображения, грешной, не столько даже неприкаянной Саломеей, сколько жизнелюбивой Кармен, которой поначалу было скучно, как Катерине Измайловой, а потом (на этот раз!) повезло <...>

Режиссер Алексей Вэйро не злоупотребляет ни стоячими ариями «в зал», ни плотными близкими мизансценами, ни сложными позами — все это есть, но всего поровну и в меру, ровно столько, чтобы не было суеты и не было скуки. Но и режиссер не торопится расклеивать какие-то конкретные ярлыки и маски, передав это право дальше — зрителю

Operanews
16 мая 2016

Декорации переносят зрителей в 1920–30-е годы. В архитектуре расцвет конструктивизма: герои страдают, мучаются и умирают в белом каркасном доме, собранном из многочисленных прямоугольных пластин. Кругом царит непроглядная тьма, в которой угадываются кружащиеся фигуры в черных одеяниях. Контраст вносят красный маяк позади дома и алая юбка Маддалены. Гнетущую обстановку подчеркивает сама героиня, пропев фразу: «Мне тяжело и скучно».

«Вечерняя Москва»
 4 мая 2016

Контакты

Кассы:
Режим работы:
Пн – вс: 11:00 – 20:00. Перерыв: 15:00 – 15:30