Опера в двух действиях
Музыкальные руководители: Ян Латам-Кёниг, Дмитрий Волосников
Дирижеры: Ян Латам-Кёниг, Дмитрий Волосников, Александр Самоилэ, Андрей Лебедев, Павел Романенко
Режиссер: Ханс-Йоахим Фрай
Сценография и костюмы: Пётр Окунев
Свет: Айвар Салихов
Хормейстер: Юлия Сенюкова
Продолжительность 2 часа 30 минут (с одним антрактом)
Премьера состоялась 18 января 2018
Рекомендовано зрителям старше 12 лет
Исполняется на итальянском языке с русскими субтитрами
В опере Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур» (1835) есть все, что должно привлечь настоящего меломана: полный страстей любовный сюжет, романтическая атмосфера Северной Британии, где разворачивается действие, и, конечно, прекрасная музыка в стиле бельканто.
На создание оперы Г. Доницетти вдохновил роман Вальтера Скотта «Ламмермурская невеста» (1819),необычайно популярный в то время. Сюжетный конфликт основан на давней вражде двух шотландских родов – Равенсвуд и Эштон – и осложнен любовью сестры Генриха Эштона Лючии к сыну Равенсвуда Эдгардо, что воспринимается окружающими как бесчестие для всего рода Эштон. Желая поправить пошатнувшееся политическое положение, Генрих намеревается выдать сестру замуж за лорда Артура Бэклоу. Для этого он пытается сломить ее сопротивление с помощью подложного письма о неверности Эдгардо. Потрясенная изменой возлюбленного, Лючия подписывает брачный договор с лордом Бэклоу, что становится отправной точкой целой череды трагических событий…
Любовь, ревность, убийство, безумие… «Лючия ди Ламмермур» считается едва ли не самой популярной оперой Доницетти. Виртуознейшая драматичная партия Лючии неизменно входила и входит в репертуар самых прославленных певиц мира, в числе которых Мария Каллас, Джоан Сазерленд, Монсеррат Кабалье, Эдита Груберова. Не менее эффектна и теноровая партия Эдгардо; чем ближе конец оперы, тем больше в ней предельно высоких нот. «Лючия ди Ламмермур» Доницетти – образец итальянской романтической музыкальной драмы. Впитав в себя оперные традиции предшествующего периода, она как бы выстраивает мост от музыкального театра Вольфганга Амадея Моцарта к драматическим операм Джузеппе Верди.
Ханс-Йоахим Фрай, режиссер-постановщик:
«Лючия ди Ламмермур» – одна из ключевых опер итальянского оперного искусства периода расцвета, шедевр стиля бельканто! Главным элементом музыкальной драматургии оперы является мелодия – посредством пения, в гибком legato выражены вся глубина экспрессии, чувств жизни и любви. Вместе с тем «Лючия ди Ламмермур» – это еще и полная интриг психологическая драма. История любви Лючии и Эдгардо напоминает историю Ромео и Джульетты. Они происходят из враждующих семей и сражаются за свою любовь, пытаясь противостоять бесконечным интригам. В финале оперы оба заканчивают жизнь самоубийством, потому что не находят иного способа защитить свою вечную любовь!
В постановке в Новой Опере нам важно отчетливо показать эти сильные чувства. Действие оперы происходит в Шотландии в XVI веке, и мы создали эффектные декорации, которые перенесут нас в ту эпоху. В них эстетика черно-белого совмещается с одновременным использованием намеренно выбранного для выразительности цвета, и этот синтез призван создать особую визуальную магию! Это отражение великолепного стиля бельканто на визуальном языке и основа для идеального театрального спектакля в стиле психологического детектива, в котором излагается история Лючии и Эдгардо. Великая опера, прекрасные картины в эстетике того времени – вечер сильных эмоций с прекрасной музыкой Доницетти!
Пётр Окунев, художник-постановщик:
Работая с режиссером над спектаклем, мы очень быстро определились с нужной эстетикой, дальше оставалось только проработать нюансы. Эпоха, в которой происходит действие, слишком нарядная и пышная для «готического» сюжета оперы Доницетти. Поэтому, сохраняя исторический крой костюмов и элементы архитектуры Ренессанса, мы применили совершенно современное цветовое решение, что, с одной стороны, усиливает на визуальном уровне драматизм сюжета, а
с другой – позволяет иначе взглянуть на эстетику Возрождения.
Подробнее о постановке – в газете «Вешалка»:
декабрь 2017
январь 2018
Пресса
Обращение «Новой» к безусловному шедевру бельканто абсолютно оправданно: здесь умеют петь, пестуют голоса и не обделены очевидным вкусом к итальянской опере. В театре случались разные по качеству премьеры, но певческий уровень всегда оставался высоким, а крепкими составами отличаются и рядовые спектакли. Премьера «Лючии» с блеском подтверждает этот тезис. Три протагониста радуют красотой голосов, осмысленностью пения и экспрессией на протяжении всего вечера.
Александр Матусевич,
Газета «Культура»
25 января 2018
В первом премьерном спектакле этого года явно прослеживалась тенденция соответствовать традиции постановок этой оперы в классическом варианте. Это и массивные двери со старинной резьбой, занимающие почти половину сценического пространства, и ярко-красные атласные костюмы «а-ля старина» одной, но многочисленной стороны, и золотистые атласные одеяния их противников. Убранство сцены вполне соответствовало мрачному сюжету из глубины XV века, как это описано в романе Вальтера Скотта. Все это большая и внятная работа режиссера-постановщика Ханса-Йоахима Фрая и Петра Окунева, сценографа и художника по костюмам представленной оперы.
Людмила Краснова,
NEWSmuz.com
29 января 2018
Серебряная лирико-колоратура Ирина Боженко (Лючия) показывает высокий класс профессионализма и музыкальности: кажется, пролить светлые слезы сострадания к ее героине певица способна заставить даже бездушные камни!
Игорь Корябин,
Belcanto.ru
29 января 2018
В составе исполнителей возможны изменения