Хоровая опера «Красное» («Сны погибших об Испании») – заключительная часть трилогии спектаклей Камерного хора Новой Оперы «Чёрное» – «Белое» – «Красное». Идея принадлежит режиссеру Алексею Вэйро и хормейстеру Юлии Сенюковой. В основе концепции «Красного» – две картины: «Герника» Пабло Пикассо, созданная под впечатлением от ночной бомбардировки этого испанского города самолетами немецкого легиона «Кондор» во время Гражданской войны 26 апреля 1937 года; и «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения» Сальвадора Дали.
Алексей Вэйро, режиссер-постановщик:
Город спит. Во время сна и во сне начинается бомбардировка. За секунду до смерти в снах жителей Герники оживает вся Испания, с ее мифами, песнями, звуками. Это ощущение единого целого в тот момент, когда со стороны видится разделение на добро и зло, на жизнь и смерть. Что значит единое целое? Вот они заснули и видят сны, но самолеты уже над ними, люки открыты и бомбы несутся вниз, к земле. За секунду до удара, за мгновение до гибели сны расцветают иными цветами. Это единение и есть Любовь. Вот наша загадка, наш парадокс. Эта секунда и есть наша опера.
Татьяна Шатковская, композитор:
С дыхания начинается жизнь, дыханием она и заканчивается. Дыхание как символ перехода из одного состояния в другое играет в «Красном» большую роль. Трагедия Герники потрясла меня до глубины души. И мне как композитору нужно было прочувствовать и передать тончайшую грань жизни и смерти. Передать хрупкую красоту жизни и трагическую неизбежность смерти, их парадоксальную любовь и единство. А сон – плод их связи, отражение их любви, подтверждение их единства.
Теперь спектакль проходит (буквально) на сцене Новой Оперы, где размещаются не только артисты, но и зрители, что позволяет абсолютно по-новому ощутить музыку.