«Интимный дневник»

«Интимный дневник»

Сценическая фантазия


Леош Яначек: Струнный квартет №2 «Интимные письма»; «Дневник исчезнувшего», вокальный цикл на стихи Озефа Калды

Режиссер: Екатерина Одегова

Художник: Этель Иошпа

Хормейстер: Юлия Сенюкова

Партия фортепиано: Татьяна Сотникова

Свет: Владимир Дворовой


Продолжительность спектакля 1 час 10 минут (без антракта)


Премьера состоялась 28 марта 2014

Рекомендовано детям старше 16 лет


Вечер посвящается поздней любви композитора к Камилле Штёсловой.

Яначек был предельно страстным во всем. Его музыка ошеломляет лихорадочной искренностью. Экспрессио­низм Яначека – «противопоставление нежности и грубости, ярости и успокое­ния» (Милан Кундера). Воплощая действительность в каждом мгновении уходящего времени, он открывает новый мир: проза становится поэзией жизни, она дает новые побеги, свежий, родниковый вкус музыки.

Знакомство (1917) и любовь до конца своих дней (1928) к юной Камилле Штёсловой оплодотворяет небывалый взлет композитора. Страстный финал жизни дает почти все его шедевры: оперы («Катя Кабанова», «Лисичка-плутовка», «Средство Макропулоса», «Из мертвого дома»),вокальный цикл «Дневник исчезнувшего» (1919) и квартет «Интимные письма» (1928) – вершины любви. Яначеку исполняется 74. Реальные письма к возлюбленной пронзительны:
«Я не могу утолить жажду поцелуев. Это как обжигаю­щий огонь внутри меня, который разгорается все жарче и жарче» (июль 1928, за месяц до смерти). Эти признания предстают в квартете исповедьюхудожника: страницы его
откровений – одержимые до безумия речитативы о любви.

От неповторимой музыки Яначека – славянская меланхолия и тоска, чудные моравские мотивы и энергетика речи – перехватывает дыхание. Неудержимость и необратимость времени рождают светлую печаль: осень жизни и ее горизонтность. Бьющая как источник игра попевок – мелодический феномен Яначека: «Звуки, интонации человеческой речи означают для меня глубочайшую правду. Это мои окна в душу». Таков и «Дневник исчезнувшего» – поэма о первозданности мира и чувства. Звуковой поток Яначека обновляет жизнь души.

Михаил Мугинштейн

Спектакль «Интимный дневник» – диалог с композитором, который переживал одиночество, изолированность от мира: «Я вижу себя одним из несчастнейших людей, посмешищем судьбы» (письмо к Камилле во время создания цикла, 1918). Это новелла-фантазия о человеке исчезнувшем, укрывшемся от мира, в котором нарушены коммуникации между людьми и царит отчуждение. Здесь страх любви как несвободы и привязанности как зависимости. Страх оказывается сильнее естественного желания человеческой ласки, тепла, заботы. Мой Яничек тотально одинок, он запирается от реальности в мире книг и своих фантазий о любви.
В контексте постановки он близок героине Кундеры, самого глубокого толкователя Яначека: «Против окружавшего ее мира грубости у нее было лишь единственное оружие: книги… Они давали ей возможность иллюзорного бегства из жизни… Они отличали ее от других». («Невыносимая легкость бытия»).

Екатерина Одегова, режиссер

 

Подробнее о постановке – в газете «Вешалка», март 2014

 

Яничек — Георгий Фараджев. 28.03.2014. Фото — Д. КочетковЗефка — Светлана Злобина. 28.03.2014. Фото — Д. КочетковЗефка — Светлана Злобина, Яничек — Георгий Фараджев. 28.03.2014. Фото — Д. КочетковЗефка — Светлана Злобина, Яничек — Георгий Фараджев. 28.03.2014. Фото — Д. КочетковЗефка — Светлана Злобина, Яничек — Георгий Фараджев. 28.03.2014. Фото — Д. КочетковЯничек — Георгий Фараджев. 28.03.2014. Фото — Д. КочетковСтрунный квартет №2 «Интимные письма». Первая скрипка — Андрей Балашов, вторая скрипка — Олег Колпаков, альт — Александра Тельманова, виолончель — Татьяна Брайловская. 28.03.2014. Фото — Д. КочетковРежиссер — Екатерина Одегова, художник — Этель Иошпа.

Пресса

Ничем не нарушив традиции semi-stage, или полуконцертных представлений, Одегова придумала цельный театральный проект, пронизанный музыкальностью, и настолько же фантасмагорический, психологически и музыкально проникновенный, насколько строгий и камерный. А музыканты, и прежде всего исполнитель главной партии Георгий Фараджев, все точно и с чувством исполнили. Представление давалось в фойе, где ступеньки в гардероб и буфет стали амфитеатром для зрителей, и оно так трогательно использовало все детали пространства, что нежный фольклорный модернизм Яначека словно одомашнился, а привычный московский новодел в саду «Эрмитаж» показался и уютным, и художественным.

«Коммерсант»
 1 июля 2014

Спектакль «Интимный дневник» оформила Этель Иошпа, закончившая крымовский курс. В споре между технологичным и рукотворным театром она выступает на стороне своего педагога. В спектакле все сделано своими руками, и даже птичка, сложенная из листа бумаги, оживает и начинает трепетать в такт музыке

«Экран и сцена»
 №24, 2014.

Подписаться на нашу рассылку

Исправьте данные и отправьте форму ещё раз.
Спасибо! Вы успешно подписались на нашу рассылку! Нажмите на ссылку, чтобы продолжить.

Контакты

Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Московский театр «Новая Опера» имени Е.В.Колобова»