П.И. Чайковский

«Щелкунчик»

«Щелкунчик»

Спектакль Русского классического балета имени М. Петипа


Балет-феерия в двух действиях

_________________

Либретто: Мариус Петипа

Хореография: Василий Вайнонен

Редакция: Валентин Грищенко

Сценография: Максим Ушаков

Костюмы: Юлия Журавлёва

Дирижеры: Валерий Крицков, Дмитрий Волосников

Оркестр театра Новая Опера


Продолжительность 2 часа 35 минут (с одним антрактом)


Для детей любого возраста


Русский классический балет имени М. Петипа

В 1890 году дирекция Императорских театров заказала П.И. Чайковскому (1840–1893) одноактную оперу и балет. Композитор остановился на сказке
Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» во французской версии
А. Дюма-отца. Своевременно закончить работу Чайковскому помешали знаменитые американские гастроли 1891 года, и премьера балета «Щелкунчик» и оперы «Иоланта» была отложена на один сезон. Во время вынужденного перерыва тяжело заболел соавтор композитора, легендарный хореограф Мариус Петипа, и по его эскизам работу заканчивал уже второй балетмейстер Мариинского театра Лев Иванов. Долгожданная премьера под управлением Рикардо Дриго прошла
6 (18) декабря 1892 года. Однако значительно раньше — в марте того же года — в симфоническом концерте Русского музыкального общества под управлением Чайковского была исполнена сюита из балета.

Одна из вершин творчества Чайковского, квинтэссенция его стиля, «Щелкунчик» ясно выражает и подход к самому жанру. Балет первой половины XIX века напоминал лоскутное одеяло: отдельные номера было слабо связаны между собой. Во многом благодаря именно Чайковскому и Петипа балет, подобно симфонической музыке, обрел единую драматургию, основанную на контрасте и взаимодействии главных тем и образов.

За более чем 120-летнюю историю к «Щелкунчику» обращались многие великие театры и, конечно, хореографы: среди последних Александр Горский, Джордж Баланчин, Фёдор Лопухов, Василий Вайнонен, Игорь Бельский, Юрий Григорович, Михаил Барышников, Алексей Ратманский. Произошли и некоторые изменения: например, главная героиня Клара превратилась сначала в Мари, а затем — в советское время — и в Машу; знаменитое Adagio (лирический апофеоз балета) теперь танцуют именно Маша и Щелкунчик, а не Принц и Фея Драже.

«Гениальная симфония детства» (Борис Асафьев),«Щелкунчик» и в наше время остается одной из прекраснейших музыкальных сказок о торжестве добра над злом.

Русский классический балет имени М. Петипа предлагает версию Василия Вайнонена в редакции Валентина Грищенко.

Русский классический балет им. М. Петипа основан в 2007 году.

«Талант и преданность классическим традициям русского балета» — таков творческий девиз театра. Его главная цель двояка: с одной стороны, сохранение классических традиций русского балета, творческого наследия его великих мастеров; с другой, — поиск актуальных форм хореографического искусства, исследование новых пластических направлений и возможностей хореографии.

Основой репертуара являются такие шедевры мирового балета как «Жизель»
А. Адана, «Ромео и Джульетта» и «Золушка» С.С. Прокофьева, «Дон Кихот»
Л. Минкуса, «Кармен-сюита» Бизе — Щедрина и др. Особая страница репертуара театра — три балета П.И. Чайковского («Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица»).

На сегодняшний день коллектив насчитывает более 40 артистов балета. Это выпускники сильнейших хореографических школ России и бывшего СССР — Московской, Ленинградско-Петербургской, Пермской, Новосибирской, Киевской и т.д.

Театр гастролировал во многих странах мира: Италии, Швейцарии, Франции, Испании, Португалии, Польше, Люксембурге, Китае, Мексике, Сальвадоре, Гватемале, Коста-Рике, Никарагуа, Панаме, США, ОАЭ и других.

Художественный руководитель театра Валентин Грищенко уверен, что балет — не просто зрелище: это вид искусства, требующий от исполнителя и зрителя особой чуткости души. Сохраняя традиции русского классического балета, театр вносит вклад в развитие этого вида искусства во всем мире.

Подписаться на нашу рассылку

Контакты

Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Московский театр «Новая Опера» имени Е.В.Колобова»